Может ли она держать добровольный пост, если еще не восполнила пропущенные дни Рамадана? Важнейшие сведения о посте в месяце рамадан Что говорят когда возмещают пропущенный пост.

06:38 2019

Искупление (кафара) за половой акт в светлое время Рамадана

Искупление за нарушенный пост, требуется только за совокупление в светлое время дня Рамадан и не за что больше. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды, когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ, к нему пришел какой-то человек и воскликнул: "О Посланник Аллаха, я погиб!" Пророк ﷺ спросил: "Что с тобой случилось?" Он сказал: "Я переспал со своей женой во время поста". Посланник Аллаха ﷺ спросил: "Есть ли у тебя рабы, чтобы отпустить их на волю?" Он сказал: "Нет". Пророк ﷺ спросил: "А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?" Он сказал: "Нет". Пророк ﷺ спросил: "А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?" Он сказал: "Нет".Абу Хурайра сказал: "После этого Пророк ﷺ молчал некоторое время, и пока мы находились в таком положении, Пророку ﷺ принесли полную, большую корзину с финиками. Пророк ﷺ спросил: "Где задавший вопрос?" Он отозвался: "Я здесь". Пророк ﷺ сказал ему: "Возьми это и раздай в качестве милостыни". Этот человек сказал: "Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня, о Посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи, бедней моей!" Тогда Пророк ﷺ, стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: "Тогда накорми ими членов своей семьи". аль-Бухари 1936, Муслим 2/781.В другой версии хадиса сказано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: "Ешьте это ты и твоя семья. И возмести этот день и проси прощения у Аллаха". Абу Дауд 2393, Ибн Хузайма 1954.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия считал, что эта добавка слабая, однако достоверность и этого хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх Сыддикъ Хасан Хан, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. также "Ируауль-гъалиль" 4/91.Из этого хадиса следует, что тот, кто сознательно вступил в половую связь днем, во время поста месяца Рамадан, должен возместить этот день и совершить также искупительные действия.Искупительные действия - это освободить одного раба. Если у него нет такой возможности, то он должен поститься в течение двух месяцев подряд. Если же он прервет без уважительной причины двухмесячный пост, то должен начать отчет заново. Исключением являются те дни, в которые поститься запрещено. Если он не в состоянии сделать и этого, то он должен накормить шестьдесят бедняков. Если же он беден и не может накормить шестьдесят бедняков, то он избавляется от обязанности искупительных действий до тех пор, пока у него не появится такая возможность. См. "Итхафуль-Кирам" 190.Необходимость соблюдения упомянутой последовательности в хадисе, является мнением большинства ученых. См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/451, "Фатуль-Бари" 4/198.Если человек совершил в один день несколько половых актов, то по мнение всех ученых он совершает все равно одно искупление, однако если он совершил совокупление в разные дни, то он совершает столько же искуплений. См. "аль-Маджму"" 6/370.

Совершает ли искупление тот, кто поел или попил намерено в светлое время Рамадана?

Намеренное употребление пищи без причины в светлое время Рамадана не требует искупления этого дня. Грех его настолько велик, что искупление не поможет ему, ибо такому человеку следует принести только искреннее покаяние. Что же касается тех имамов, которые обязали поевшего намерено в светлое время, совершить искупление в виде двухмесячного поста, то на это нет ни одного доказательства из Корана и Сунны, кроме аналогии, которую они провели с хадисом о том, кто совокупился с женой в светлое время дня Рамадана. Однако, аналогия в вопросах искупления не уместна. Имам аль-Багъауи говорил: "Нельзя проводить аналогию с искуплением за нарушение поста половым актом, с другими нарушениями поста, поскольку шариат указывает на искупление только за половой акт!". См. "аль-Мухаррир" 1/229.Того мнения, что намеренно поевший во время поста не возмещает и не искупляет свой пост, придерживались такие сподвижники, как Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Ибн Мас"уд и Абу Хурайра. См. "аль-Мухалля" 6/180.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Тот, кто намерено нарушил пост или пропустил молитву, не может их возместить". См. "Их-тияратуль-фикъхия" 65.

Надо ли возместить пост тому, кто днем в Рамадане по забывчивости или незнанию: поел/попил/совершил половой акт с женой?

Большинство ученых, включая и четырех имамов, считает, что человек, совершивший то, что нарушает пост, думая, что еще не рассвело или же полагая, что солнце уже закатилось, должен восполнить этот день. См. "Фатхуль-Бари" 4/244.Однако правильным мнением является то, что такой день возмещать не обязательно! Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Однажды, при жизни Пророка ﷺ, мы разговились в пасмурный день, а потом выглянуло солнце". аль-Бухари 1959.Ибн Хузайма сказал: "В этом сообщении нет указание на то, что им было велено возместить этот день!". См. "Сахих Ибн Хузайма" 4/200.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если бы Пророк ﷺ повелел им возместить этот день, то это обязательно до нас бы дошло!". См. "Маджму"уль-фатауа" 25/231.Имам Ибн Хазм сказал: "Тот, кто поел, думая, что уже ночь, или совершил совокупление пологая, что солнце уже зашло, или выпил воды в дневное время по ошибке, то их пост не нарушается, поскольку они полагали, что время поста уже завершено. И нет разницы в этом между тем, кто забыл или ошибся. И это не аналогия (къияс). Всевышний Аллах сказал: "Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах - Прощающий, Милосердный". (аль-Ахзаб 33: 5).Также и Пророк ﷺ сказал: "Поистине, Аллах простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать".Ибн Маджах 2045, аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56. Хадис достоверный.И это мнение большинства саляфов. Зайд ибн Уахб рассказывал: "Люди во времена Умара ибн аль-Хаттаба разговились преждевременно, после чего вышло солнце, и они сказали: "Мы должны будем возместить этот день!" На что Умар сказал: "Почему?! Клянусь Аллахом, мы не желали склоняться к греху!" Также аш-Шу"ба рассказывал, что он спросил аль-Хакима ибн Утайбу о том, кто совершал предрассветную трапезу после восхода солнца, пологая, что еще ночь? Он сказал: "Пусть продолжает пост". После чего Ибн Хазм перечислил еще слова Муджахида, Хасана аль-Басри, Джабира ибн Зайда, "Уруа, "Ата и др. кто считал, что поевшему, попившему или вступившему в половой акт по ошибке не надо возмещать пост. См. "аль-Мухалля" 6/331.Шейх Ахмад Шакир, который делал комментарий к книге Ибн Хазма "аль-Мухалля", согласился полностью с тем, что он сказал.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Те, кто считает, что пост в подобных случаях не нарушается, говорят, что их доводы сильней! Доказательства Корана и Сунны ближе к нашему мнению, ибо Всевышний Аллах говорит: "Господь наш, не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись!". В достоверном хадисе сообщается, что сподвижники во времена Пророка ﷺ разговились преждевременно, но в хадисе не упоминается, чтобы им было велено возместить этот день. Передатчик хадиса Хишам ибн Уруа говорил: "Возмещение обязательно!" Однако его отец, который был более знающим, чем он говорил: "Они не возмещают!" Также в сборниках аль-Бахари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что некоторые сподвижники ели до тех пор, пока не могли отличить белую нить от черной. Однако Пророк ﷺ сказал им: "Речь идет о белизне дня и темноте ночи". И не известно, чтобы он велел им восполнить этот день. Эти люди не знали о законоположении и поэтому были ошибающимися. Также передается от Умара ибн аль-Хаттаба, что когда они разговились, вышло солнце, и он сказал: "Мы не будем возмещать!", а в другой версии сообщается, что Умар сказал: "Мы возместим". Однако иснад первого сообщения от него достоверней. Таким образом, это мнение сильнее и преданиями и выводами, ибо оно подтверждается Кораном, Сунной и аналогией!". См. "Маджму"уль-фатауа" 20/572-573.Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: "Если постящийся поел, попил, или вступил в половой акт по забывчивости или по ошибке, то он не должен возмещать свой пост". См. "Маджму"уль-фатауа" 25/228.Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: "Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать". См. "аль-Фатауа аль-кубра" 2/19.Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/105.

Вопрос : "Я заигрывал со своей женой во время поста в Рамадане, и это заканчивалось совокуплением с ней. Я не знал о запрете этого, и имел убеждение, что совокупление без семяизвержения не нарушает пост? Прошу ответить мне на мой вопрос и учитывать то, что я не знал!"Ответ : У постящегося, совокупившегося с женой во время поста в Рамадане, два положения:1 - он имеет убеждение, что совокупление во время поста в Рамадане без семяизвержения, не является запретным, и на основании этого по незнанию совокупился с женой.2 - он знает о запрете совокупления, но не знает о наказании за этот поступок.Более правильное мнение, состоит в том, что, тот кто, совершил что-либо из действий нарушающих пост, или же то, что запрещено совершать в ихраме (во время Хаджа), или же какое-то действие, нарушающее молитву, по незнанию, то ему не следует ничего предпринимать (ни искупление, ни возмещение) в соответствии со словами Всевышнего: "Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись". (ан-Ниса 4: 286). Аллах ответил на эту мольбу, сказав: "Я уже сделал это". Муслим.Тот, кто совокупился с женой, не зная, что это действие является запретным, полагая, что совокупление запретно лишь тогда, когда оно сопровождается семяизвержением, тот не обязан ничего совершать.Что же касается второго положения, то если он знал, что совокупление в дневное время Рамадана является запретным, но не знал, что за это есть искупление (кафара), то ему необходимо совершить искупление, поскольку существует разница между незнанием о положении (хукм) и незнании о наказании ("укъуба). Незнание о наказании, не снимает с человека ответственность, а при незнании о законоположении, человеку прощается. И поэтому ученые сказали: "Если человек выпил что-либо опьяняющее, и не знал, что оно опьяняет или же не знал что оно запретно, то на нем ничего нет. Если же он знал, что оно опьяняет и оно запретно, но не знал о наказании за это, то его наказывают, и наказание не спадает с него".Основываясь на этом, мы говорим задавшему вопрос: если ты не знал, что совокупление без семяизвержения является запретным, то тебе ничего не следует совершать, как и твоей жене, если она также как и ты не знала об этом".Ответ шейха Ибн Усеймина

Должны ли возмещать пост те, кто утвердил намерение поститься уже после рассвета?

К числу таких людей может относиться тот, кто узнал о наступлении Рамадана лишь днем; или человек, принявший Ислам днем в Рамадан; или ребенок, у которого появились признаки совершеннолетия; или сумасшедший, разум которого прояснился. Эти люди обязаны поститься оставшуюся часть дня. Что касается возмещения ими поста, то относительно этого мнения ученых разошлись. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Обязательный пост с намерением после рассвета действительный, если человек не знал об обязательности поста ночью. Он должен поститься остаток дня и не должен его возмещать, даже если он кушал до этого". См. "Ихтияратуль-фикъхия" 4/63.Шейхуль-Ислама в этом вопросе поддержали Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани.

Возмещение поста женщинами, по причине месячных или послеродового течения

Что касается пропущенных дней поста Рамадана женщиной с месячными или послеродовым кровотечением, то их необходимо возместить, и нет другого искупления кроме этого. "Аиша рассказывала: "При жизни Посланника Аллаха ﷺ, во время месячных нам было велено вос-полнять пост, и не было велено восполнять молитву". Муслим 1/265.

Возмещение поста больными и путниками

Всевышний Аллах сказал: "А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время". (аль-Бакъара 2: 185).Таким образом, любой человек, не соблюдавший пост по уважительной причине, обязан его восполнить, как только у него появится возможность. Всевышний Аллах говорит: "...то пусть постится столько же дней в другое время". (аль-Бакъара 2: 185).

Возмещение поста пожилым и старым человеком

Ибн Аббас сказал: "Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды", в другом предании сказано: "Кормит половиной са" пшеницы". ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. "Ируауль-гъалиль" 4/18.Сообщается, что "когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех". ад-Даракъутни 2/207. Иснад достоверный. Нельзя платить деньги вместо еды! Шейх Салих аль-Фаузан сказал: "Следует кормить бедняка половиной са" еды, которую употребляют в данной местности, а половина са" - это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка". (аль-Бакъара 2: 184).И текст Корана указывает именно на еду".См. "аль-Фатауа аль-Фаузан" 3/140.

Требуется ли возмещение, если болезнь пожизненная?

Если у человека болезнь, которая неизлечима, то требуется от него кормление одного бедняка за каждый пропущенный день Рамадана, в аналогии со старым человеком, который не может соблюдать пост.Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день". аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205.Имам Ибн Къудама сказал: "Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку". См. "аль-Мугъни" 4/396.

Как искупить кормлением, если нет возможности для этого?

Кормить должен человек за свой счет, а если нет у него возможности, то он не обязан и этим.Если у человека нет возможности кормить за каждый день бедняка, то он ничего не обязан делать, как это говорил шейх Ибн Баз в "Фатауа ас-сыям".

Вопрос : "Моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца Рамадан, и болезнь изнурила ее, поскольку она преклонного возраста. По этой причине она смогла соблюдать пост месяца Рамадан только в течение пятнадцати дней, а дальше не смогла продолжить его, и возместительный пост ей уже не по силам. Должна ли она сделать пожертвование, и в каком размере ежедневно? При этом следует учитывать, что я являюсь ее кормильцем, и должен ли я делать причитающееся с нее пожертвование в том случае, если у нее нет на это средств?".

Ответ: "Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжелой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний Аллах сказал: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка" . (аль-Бакъара 2: 184).Ибн Аббас сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста". аль-Бухари.Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину са" обычной для данной местности пищи.Если же у нее нет на это средств, то от нее ничего не требуется. Если же ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо нее, то это будет благодеянием с твоей стороны. А Аллах любит творящих благое". См. "Фатауа ас-сыям" 58.

Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста сразу?

Аиша рассказывала: "Когда на мне был пост Рамадана, я не могла его возместить кроме как в месяце ша"бане". аль-Бухари 1950, Муслим 1146. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "В этом хадисе указание на дозволенность задержки возмещение пропущенных дней поста, будь это по причине или без". См. "Фатхуль-Бари" 4/191.Однако лучше спешить с возмещением пропущенных дней поста, и не проявлять халатности к предписаниям Всевышнего Аллаха, поскольку не спешить возместить пропущенный пост указывает на пренебрежение по отношению к установлению Аллаха. А что касается слов Аиша, что она не возмещала пост раньше чем в ша"бане, то причина этого заключалась в ее занятости, как это сказал имам аз-Зайн ибн Мунайир. И задержка возмещения поста без причины противоречит велению Аллаха, который сказал: "Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных". (Али Имран 3: 133).Также Аллах отозвался с похвалой о тех, кто спешит совершать благие дела, сказав: "Они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других". (аль-Муминун 23: 61).

Обязательно ли возмещать пропущенные дни поста подряд?

Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: "пусть постится столько же дней в другое время", не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: "Нет проблем в том, чтобы возместить пост не подряд". Абдур-Раззакъ 4/43, ад-Даракъутни 2/192. Иснад достоверный.Анас также сказал: "Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то не последовательно". Ибн Аби Шайба 9115. Иснад достоверный.Что же касается хадиса: "Путь тот, на ком пропущенный дни Рамада возместит их подряд, не прерывая их" аль-Байхакъи 4/259, то этот хадис не является достоверным. В иснаде этого хадиса Абдур-Рахман ибн Ибрахим, которого назвали слабым Ибн Ма"ин, ад-Даракъутни, ан-Насаи. Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Абу хатим отверг этот хадис из-за Абдур-Рахмана". См. "ат-Тальхыс аль-хабир" 2/206. Также этот хадис назвал слабым шейх аль-Альбани. См. "аль-Ируа" 943.Однако если у человека нет причин, то лучше возмещать пост сразу и подряд. См. "Тамамуль-минна" 422-423.

Должен ли человек совершать искупление, если он не успел восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана?

Человек, который по уважительной причине пропустил некоторые дни Рамадана, обязан возместить их до наступления следующего Рамадана. Если же он, не возместил пропущенные дни без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то заслуживает порицание за пренебрежение к своим обязанностям. Что касается того, должен ли он совершать искупительные действия или обязан лишь возместить пропущенные им дни поста, то относительно этого вопроса существует два мнения. Первое мнение состоит в том, что такой человек должен просто возместить пропущенные по причине дни поста, и не совершать искупительных действий, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне. Второе мнение состоит в том, что такой человек обязан возместить пропущенные дни поста и кормить за каждый не возмещенный пост одного бедняка. И этого мнения придерживались некоторые сподвижники. Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: "Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!". аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.Также говорили Ибн Умар и Ибн Аббас и И. Абдур-Раззакъ 4/235, 237, аль-Байхакъи 4/235.Если у стороны, которая считает что не следует кормить бедняка тому, кто не возместил пост до наступления следующего Рамадана, нет мнения сподвижника в этом вопросе, то мы склоняемся ко второму мнению, поскольку сахабы лучше кого-либо из людей понимали религию, и в случае отсутствия разногласия между сподвижниками в каком-либо вопросе, их мнение является сильным доводом!

Нужно ли возмещать пост за умершего?

Можно ли соблюдать добровольный пост, прежде чем возместить пропущенные дни Рамадана?

Относительно дозволенности соблюдения добровольного поста до возмещения поста Рамадана, существует три мнения. Первое заключается в том, что это дозволено, поскольку нет никаких указаний на запрет этого, ибо добровольный пост не связан с постом месяца Рамадан. И это известное мнение ханафитов, которому отдал предпочтение и шейх Ибн Усаймин, сказавший: "Кто постился день Арафа или день Ашура, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то его пост действителен". См. "Фатауа ас-сыям" 438.Однако Ибн Усаймин говорил, что это не относится к шестидневному посту месяца шаууаль, который следует за Рамаданом, поскольку Посланник Аллаха ﷺсказал: "Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года".Муслим 1164. Таким образом, Пророк ﷺ связал награду за пост щаууаля с Рамаданом, и тому, кто желает получить эту награду следует сначала возместить пост Рамадана. См. "Шархуль-мумти"" 6/448.Второе мнение относительно соблюдения добровольного поста до возмещение поста Рамадана состоит в том, что это дозволено, но не желательно. И об этом говорили некоторые маликиты и шафииты.И третье мнение состоит в том, что это не дозволено и что добровольный пост не принимается пока человек не возместит пост месяца Рамадан. Это редкое мнение некоторых ханбалитов, и их доводом является хадис, который передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Тот, кто застал Рамадан, а на нем были пропущенные дни предыдущего Рамадана, которые он не возместил, то не примется от него пост! И тот, кто будет соблюдать добровольный пост, имея на себе не возмещенные дни Рамадана, то поистине, не примется это от него, пока он не возместит пост Рамадана!". Ахмад 8606.Относительно достоверности этого хадиса были разногласия по причине передатчика по имени Ибн Ляхи"а. Ученые разошлись в отношении него. Среди них были те, кто полностью отвергал его хадисы. И были те, кто считал, что хадисы, которые он передавал до того как сгорели все его книги, приемлемым, а после этого - нет, поскольку он стал ошибаться и путаться после этого. Кто считал его приемлемым передатчиком, называли этот хадис достоверным, и из их числа хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх Ахмад Шакир.Однако шейх аль-Альбани считал этот хадис слабым и говорил, что большинство имамов не принимали хадисы Ибн Ляхи"и ни до того, как сгорели его книги, ни после.И если этот хадис слабый, то наилучшим мнением является первое, которое поддержал шейх Ибн Усаймин.

Определение

Пост (Саум, Ураза) с шариатской точки зрения – это воздержание от еды, питья и сексуальных отношений в течение времени от рассвета (субху с-садык) до захода солнца.

Какие существуют виды поста в шариате:

Фард (обязательные) посты

Обязательный пост в определенное время:

1.Пост в течение месяца Рамадан.
2. Пост по обещанию (если был дан обет (назр) держать пост в определенный день).

Обязательный пост в неопределенное время:

1. Восполнение пропущенных во время Рамадана постов.
2. Восполнение постов по обещанию.

Ваджиб-посты

Пост, который был прерван по какой-то причине, будет ваджибом восполнить.

Суннат-посты

Все посты, которые держал Пророк (мир ему и благословение) и которые поощрял соблюдать других:

1) Пост в день Ашура (вместе с днем перед ним и после него).
2) Шесть дней поста в месяце Шавваль.

Мустахаб (желательные посты):

1) Пост каждый понедельник и четверг.

2) Пост в т.н. «белые дни» — 13, 14 и 15-ого числа каждого лунного месяца.

3) Пост в день Арафа (9-ого числа месяца Зуль-хиджжа).

Макрух (нежелательные) посты

1) Держать пост только в день Ашура (не прибавляя к нему еще один день).

2) Держать пост только в субботу (не прибавляя к нему еще один день).

3) Держать пост только в пятницу.

4) Держать пост в день сомнения (когда неизвестно, является ли он 30-м числом Шаабана или 1-м числом Рамадана – допустим, из-за облачной погоды, когда не видно луны).

5) Непрерывный пост (без ифтара, несколько дней подряд).

Харам посты (когда держать пост запретно):

1) Пост в два праздника Ид (один день праздника Идуль-фитр и три дня праздника Идуль-адха).

2) Пост в дни ташрика (11, 12, 13 числа зуль-хиджжа).

Условия, когда пост становится обязательным для человека:

2. Достижение совершеннолетия (по шариату).

4. Знание об обязательности поста – для человека, принявшего Ислам в немусульманской стране, где у него мало возможностей получать знания по Исламу.

Условия для действительности поста

1. Воздерживаться от еды, питья и сексуальных отношений от рассвета до захода солнца.

2. Выразить намерение на пост.

3. Отсутствие религиозных препятствий к соблюдению поста: женщинам, в частности, быть свободными от месячных/ послеродовых кровотечений.

1.Душевнобольные и умственно-отсталые люди.

2.Дети, не достигшие совершеннолетия.

3. Путники (люди, которые выехали за пределы своего населенного пункта более, чем на 88 км и собираются оставаться в месте пребывания не более 15 дней).

4. Больные люди (которые могут восполнить пост позже).

5. Беременные женщины или кормящие матери, которые опасаются за свое здоровье или здоровье ребенка.

6. Женщины с месячными или послеродовыми кровотечениями.

7. Старые люди или имеющие хронические болезни (у которых мало надежды, что они смогут восполнить пост):

1) В этом случае им следует выплатить компенсацию за каждый пропущенный день поста, с намерением, что если они когда-то выздоровеют, им следует возместить все пропущенные посты.

2) Если человек беден, он должен просить у Аллаха прощения за невозможность держать пост.

Фидия-садака (за 1 день поста) эквивалентна тому количеству продуктов (или денег), которое выплачивается в день Ид (садака аль-фитр): стоимость 2,5 кг какого-то распространенного в данной местности продукта (риса, пшеницы, ячменя, гречки) (В России составляет от 100 до 300 рублей, в зависимости от возможностей человека – соответственно, фидия-садака за 30 дней Рамадана составит от 3 до 9 тыс. рублей ).

3) Если человек умирает от болезни, не выплатив фидия, то его наследники не обязаны выплачивать фидия от его имени.

4) Если его состояние улучшается, то ему следует оставить завещание (об этом), если он умрет, не написав завещания, его наследники не обязаны выплатить фидию от его имени.

5) Если он оставил завещание, его наследники обязаны выплатить фидию (но не более 1/3 его имущества).

6) Наследники не могут возмещать пропущенные обязательные посты или намазы от имени умершего родственника.

7) Они могут раздать еду (или деньги) от имени умершего человека в качестве садака.

Действия, которые делают пост недействительным:

Они делятся на две категории: 1) Когда есть обязанность лишь возместить пропущенный пост, 2) когда нужно возместить пост и еще сделать каффара за пост.

Когда када (возмещение) и каффара будут обязательными:

1) Съесть или выпить что-то во время дня поста (кроме случаев, когда человеку резко становится плохо без еды или воды, или он должен выпить лекарство).

2) Вступить в сексуальные отношения во время дня поста, независимо от того, произошло ли семяизвержение или нет.

3) Намеренно курить или вдыхать дым от благовоний.

Ситуация, когда нужно лишь возместить пост без каффары:

1) Съесть или выпить вещества, которые не являются едой в обычном смысле (к примеру, съесть стекло или выпить мочу коровы).

2) Прервать пост вследствие сильного голода или жажды (когда человек чувствует, что ему станет плохо, если он не прервет пост).

3) Принять лекарство вследствие ухудшения болезни.

4) Есть, пить, курить, вступать в сексуальные отношения после рассвета по ошибке, находясь в заблуждении, что еще не рассвело. Точно так же не требует каффары совершение этих действий перед наступлением магриба, когда человек думает, что солнце уже зашло.

5) Когда человек нарушает пост после неумышленнных еды, питья или сексуальных отношений, думая, что его пост нарушен.

6) Если человек проглотит кусочек пищи, застрявший между зубами, размером больше горошины.

Если кусочек пищи вынимается изо рта, а затем помещается обратно в рот, пост нарушается, независимо от его размера.

7) Случайное проглатывание воды вследствие усиленного полоскания рта или носа.

8) Семяизвержение вследствие поцелуев или объятий с женой (иных действий, кроме супружеских сношений).

9) Мастурбация.

10) У женщины начались месячные или послеродовое кровотечение во время дня поста.

11) Умышленное вызывание рвоты (и она заполнила рот).

Вещи, которые не нарушают пост:

1) Еда, питье, курение или вступление в интимные отношения по забывчивости.

2) Случайная рвота.

3) Использование крема, масла, косметики или иных веществ, которые наносятся на кожу.

4) Купание.

5). Инъекции, анализы крови или хиджама.

6). Быть в состоянии большого осквернения после рассвета.

7) Чистить зубы зубной пастой.

8) Проглатывать кусочки пищи, застрявшие между зубами, размером меньше горошины.

9) Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

10) Поцелуи между супругами или иные игры, если нет опасности, что они могут привести к близости или семяизвержению.

11) Семяизвержение, которое произошло при взгляде на супругу

Действия, которые считаются макрух (нежелательными) во время поста

1.Жевать нечто, что не имеет вкуса, к примеру, жевательную резинку.

2. Пробовать еду на вкус во время приготовления пищи.

3. Собирать слюну во рту и проглатывать ее в большом количестве.

4. Пользоваться зубной пастой (поскольку есть опасность проглотить ее).

5. Сплетничать, устраивать ссоры и сквернословить.

Действия, которые считаются мустахаб (желательными) во время поста

1.Открывать пост сразу после азана.

2. Задерживать сухур до последней части ночи.

3. Делать как можно больше благих дел.

4. Отвечать тем, кто ищет ссоры, «Я держу пост».

6. Открывать пост водой и финиками.

Каффара

Каффара – это штраф за намеренное совершение действий, которые нарушают пост в Рамадан: еда, питье, вдыхание дыма и вступление в интимные отношения. За нарушение какого-либо иного вида поста, помимо поста в Рамадан, каффара не налагается, даже за нарушение поста во время возмещения обязательного поста месяца Рамадан. Каффара не налагается, если человека вынудили нарушить пост в Рамадан или (хотя пост нужно будет, тем не менее, восполнить).

Каффара возмещается в следующем порядке:

1.Необходимо отпустить на волю раба. Поскольку рабство запрещено в большинстве стран мира, данное действие для большинства мусульман невозможно совершить, однако, следует помнить, что в шариате существуют механизмы, подобные этому, которые побуждают владельцев рабов отпускать их на волю.

2. Поститься 60 дней без перерыва.

3. Накормить 60 бедняков двумя видами пищи (или заплатить эквивалентное денежное возмещение).

Согласно мазхабу Абу Ханифы, каффару нужно возмещать именно в данном порядке, так что денежное возмещение дозволено отдавать лишь тем людям, которые не в состоянии держать пост 60 дней подряд (например, по болезни).

Таравих

1.Таравих считается сунной муакада (сильно желательной сунной).

2.Он состоит из 20 ракаатов согласно единогласному мнению (иджма) сподвижников.

3. Если человеку сложно совершить 20 ракаатов намаза, для него будет предпочтительным совершить только 8 ракаатов, чем вообще оставить этот намаз.

4. Если человек вообще не в состоянии совершить даже 8 ракаатов, он может не совершать этот намаз. Када (восполнение) за него не нужно.

Да поможет Аллах всем мусульманам продержать пост в Рамадан и сделает его благословенным. Амин.

Некоторые имамы считают, что, если по прошествии рамадана и наступлении нового верующий не восполнил пропущенные дни поста, он обязан компенсировать их соблюдением поста в другие дни и, кроме этого, уплатить фидью. Иными словами, за каждый день пропущенного поста он должен накормить бедняка пищей, преимущественно традиционной для конкретного района, количество которой должно быть достаточным, чтобы человек насытился. Это так, если следовать нормам шафиитского и ханбалитского мазхабов. Имамы, представляющие другие исламские толки, не считают это обязательным.

Во всяком случае, если верующий вольно или невольно попадает в такую ситуацию, он должен, и относительно этого у улемов нет разногласий, компенсировать пропущенный пост постом в другие дни. Что же касается предоставления пищи нуждающемуся или уплаты фидьи, то, если верующий поступит подобным образом, будет хорошо, а если он этого не сделает, то особых проблем не возникнет, поскольку по этому поводу посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не дал никаких наказов и повелений.

Если же есть какие-либо сомнения относительно точного числа пропущенных дней, то верующий в большинстве случаев и действуя наверняка, чтобы избежать греховного небрежения в отношении своих собственных религиозных чувств и для очищения совести, увеличивает число дней компенсации поста, т.е. верующий, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, поступает в соответствии с его наказом, да будет над ним мир: "Все, что вызывает у тебя сомнения, замени тем, в чем нет у тебя сомнения". Так поступает истинно верующий и за это он в любом случае в Судный день получит дополнительное вознаграждение.

Восполнение пропущенных дней поста в месяце шаъбан

Пропущенные дни поста в месяце рамадан мусульманин или мусульманка обязаны восполнить по мере возможности при ближайшем удобном случае в течение года в любой месяц до наступления следующего благословенного рамадана. Иными словами, у мусульманина, пропустившего несколько дней поста, в запасе имеется одиннадцать месяцев, в течении которых он в удобное для него время может восполнить пропущенный пост независимо от того, пропустил ли он его по болезни или по другой уважительной причине, которой может быть, время, проведенное в пути, кормление грудного ребенка, беременность, послеродовое или менструальное кровотечение.



Шариатом предусмотрен определенный диапазон возможностей для компенсации пропущенного поста. Это можно сделать в месяце шавваль, т.е. непосредственно после рамадана, и в последующие месяцы, но, безусловно, чем быстрее будет компенсирован пропущенный пост, тем лучше. Аллах Всевышний сказал: "Спешите творить добро".(2/148) И нам неведомо число отпущенных нам дней в земной жизни, и поэтому мы в любое время должны быть готовы к переходу в мир иной достойным образом. Для обеспечения своей жизни в будущем верующий обязан восполнить то, что он пропустил. Если верующий пропускает пост из-за высокой температуры, физической слабости, состояния здоровья или неожиданных и неотложных забот, он может отложить компенсацию до следующего рамадана. Если случится так, что он не смог компенсировать пропущенные дни поста до наступления месяца шаъбан, он может компенсировать их и в месяце шаъбан, поскольку представившаяся возможность будет для него последней. Подобным образом довольно часто поступала жена Мухаммада Аиша, да будет доволен ею Аллах. В этом нет ничего предосудительного и шариатом это вполне допускается, хотя некоторые улемы подвергают сомнению правомерность такой компенсации. Однако на наш взгляд у такой точки зрения нет никакой правовой основы, и компенсировать пропущенные дни поста можно в любом из месяцев года.

Но, если верующий по причине болезни не восполнил пропущенный пост, и к наступлению следующего рамадана не выздоровел, то он может откладывать компенсацию пропущенного поста до лучших времен, не забывая при этом, что долг остается за ним. Истинны слова Всевышнего: "Аллах хочет для вас облегчения и вовсе не хочет затруднения". (2/185)

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185)

Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период, чтобы ничто не отвлекало вас от поклонения Всевышнему. Важно проявить усердие в поклонении: читать Священный Коран, больше времени проводить в мечети, с семьей и родственниками, делать добрые дела, раздавать милостыню и пр. "Тому, кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются все его прошлые грехи" (Аль-Бухари, Фатх, 37). В этот период увеличивается наказание за злословие, ложь, бесполезные споры.

Кто освобождается от поста в Рамадан?

От поста освобождаются престарелые и больные мусульмане, беременные и кормящие женщины, маленькие дети. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость). Детям пост не предписывается, но рекомендован.

Кто временно освобождаются от поста?

Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения). Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман (фидйа).

Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз?

Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан – один из пяти столпов Ислама. Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах

Какие дни поста возмещают в качестве долга?

Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.), при попадании в организм лекарств (и т.п.) через рот, нос, уши или в клизме; и др.

Как возмещают сознательное (умышленное) нарушение поста в Рамадан?

Это тяжелый грех. Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга (када), но и заплатить искупительную милостыню (каффарат).

Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане?

Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни.

Известно, что курение нарушает пост. Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым (носом или ртом)?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет (или любой другой дым). При этом не имеет значения, какой именно это был дым. Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается.

Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний?

Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т.д.

С чего начинать пост? Что нужно говорить перед утренним приемом пищи?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься?

Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета.

Может ли путник приостановить пост?

Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении уразы, необходимо восполнить пропущенные дни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха» (Муслим № 1891)

Должны ли держать пост в месяц Рамадан те, кто находится в пути?

Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. Всевышний сказал: «А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Нужно ли продолжать поститься, если в этот день ваш пост по какой-то причине стал недействительным?

Если верующий совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

Допускается ли поститься не с начала дня?

Если у вас была уважительная причина не соблюдать пост, но до окончания дня поста эта причина исчезла, то вы обязаны поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Допускается ли прервать пост, если верующий плохо себя чувствует?

Разрешается прервать пост по причине плохого самочувствия. Это может быть даже обязательным, если пост наносит ощутимый вред и/или есть рекомендация врача. Если пост прерывается из-за плохого самочувствия, верующий обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Всевышний Аллах не сделал для нас никакого затруднения в религии (Коран 22:78)

Как должны соблюдать пост в месяц рамадан немощные люди?

Те, кто не в состоянии поститься по причине старости или неизлечимой болезни, имеют право не соблюдать пост. Однако они должны за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Коран 2:184)

Обязательно ли раздать мудды тридцати нуждающимся мусульманам или можно все отдать одному?

Мудд и са – принятые в исламе единицы объема и веса продуктов, которыми немощные верующие возмещают пропущенные дни поста Рамадан. Нет строго правила, кому раздать мудды: можно тридцати мусульманам, можно одному.

Кому нужно выплатить фидью?

Если человеку противопоказано поститься из-за ухудшения физического состояния, то он не постится. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста один к одному. В случае же, когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, тогда он выплачивает «фидью-садака»: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека.

Как возмещает пост выздоровевший больной или пожилой человек, обретший силы для соблюдения поста?

Эти верующие возмещают пост как долг (када’а). Выплаченная ранее фидья будет засчитана им как садака.

Должен ли поститься в Рамадан верующий, находящийся при смерти?

Будет лучше, если умирающий сможет вести учёт пропущенных дней поста и оставит завещание наследникам выплатить фидью.

Из какого имущества наследники выплачивают фидью за умершего?

Фидья за пропущенные умершим дни поста выплачивается наследниками из его имущества. Наследники покойного могут выплатить фидью от его имени из своих личных сбережений.

Когда совершают ният поста?

Этот ният совершают до рассвета или сразу после захода солнца, произнесение вслух не обязательно. «Я намерен(а) соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаха Всевышнего».

Что такое джуз и хизб Корана? Как определить нужный джуз?

Джуз - это одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной каждую ночь месяца Рамадан. Каждый джуз состоит из двух хизбов.

Чтобы вычислить страницу, где начинается тот или иной джуз, есть 2 формулы:

1) Сначала надо вычислить (n-1)*2 , где n-номер нужного джуза. А потом к полученному числу прописать справа двойку.

Но есть исключения джузы 7 и 11 вместо 2 прописываем 1.

Например, 14 джуз: (14-1)*2=13*2=26. К 26 добавляем в конце двойку и получаем 262

Таким образом, страница 14 джуза - 282.

2) (n-1)*20+2 , где n-номер нужного джуза.

Например, 8 джуз: (8-1)*20+2=142

Но есть исключения - джузы 7 и 11, вместо 2 прибавляем 1.

Что МОЖНО ДЕЛАТЬ во время поста? Можно ли чистить зубы во время поста?

По сунне для чистки зубов во время поста можно использовать мисвак (сивак): в течение всего дня (ханафиты), только в первой половине дня (шафииты).

Можно ли в период поста чистить зубы пастой, если при этом не глотать слюну?

Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух (нежелательных действий). При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Необходимо тщательно прополоскать рот: попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. По сунне надо пользоваться мисваком.

Можно ли глотать слюну во время поста?

Сглатывание слюны не нарушает пост, однако специально «копить» слюну и сглатывать – нельзя, так как это портит пост.

Можно ли жевать жевательную резинку во время поста?

Нет, нельзя, так как жевательная резинка содержит в себе сахар (либо его заменитель). К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Можно ли полоскать рот и промывать нос во время поста?

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается, однако важно соблюдать умеренность. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься» (Ат-Тирмизи, 788)

Можно ли закапывать лекарства в нос?

Можно, но если капли попадут в хрящевую перегородку, то пост нарушается.

Может ли женщина пробовать еду, которую готовит для всей семьи во время поста?

Если муж обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, то женщине позволительно пробовать на вкус то, что она готовит. Но она не должна глотать эту пищу. Не макрух пробовать пищу, например, на соль, если рядом нет другой женщины, которая находится в состоянии хайда, то есть не постится. Женщине также дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Во время поста разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадисы о том, как во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) полил воду себе на голову, чтобы уменьшить чувство жажды, а Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост, особенно во время жары.

Можно ли во время поста пользоваться духами?

Во время поста не запрещено: вдыхать цветочные и подобные ароматы и запахи, а также использовать духи.

Можно ли использовать во время поста сурьму?

Это не запрещено.

Можно ли использовать крема во время поста?

Да, можно. Главное, не употреблять их внутрь, в том числе – на слизистую губ или носа.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, однако, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, тяжело будет держать пост.

Можно ли во время поста делать кровопускание (хиджаму)?

Теоретически хиджама не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Можно ли заниматься спортом во время поста?

Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь избежать перегрузок.

Можно ли справлять свадьбу во время поста?

Да, но в этом случае праздничное угощенье переносят на вечер (после разговения).

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, мир ему и благословение, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас» (Аль Бухари № 1927)

Можно ли делать обрезание во время поста?

Да, можно.

Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?

Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос:

Как восполнить дни поста Рамадана, когда человек не постился по уважительной причине, либо нарушил свой пост непреднамеренно?

Ответ:

Пропущенные и прерванные дни поста месяца Рамадан восполнить необходимо. В Священном Коране сказано: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Бакара: 184). Нет какого-либо хукма о непрерывности восполнения поста месяца Рамадан. В связи с этим, дни поста, оставшиеся када, помимо дней, когда поститься запрещено, могут восполняться последовательно, либо отдельно. Однако целесообразно будет восполнить эти дни без неоправданной задержки, потому что это долг, который нужно выплачивать немедленно. Ведь мы не знаем, когда наступит смерть.

Вопрос :

Можно ли на время путешествия прерывать пост, являющийся искуплением (каффарат) нарушенного поста месяца Рамадан?

Ответ:

Если человек без уважительной причины преднамеренно испортит пост месяца Рамадан, то ему при достаточности сил необходимо последовательно поститься два лунных месяца либо 60 дней в качестве искупления (каффарат). Женщины ни по какой причине не должны прерывать искупление поста, за исключением критических дней. Таким образом, в случае прерывания поста искупления по причине путешествия, пост продержанный ранее превращается в нафиля (добровольный пост). Чтобы избавиться от долга искупления нужно держать пост в определенные выше дни без перерыва (Ибн Нуджайм, аль-Бахрур-Раик, Пакистан, II, 277).

Вопрос:

Если человек преднамеренно нарушил более одного обязательного поста (в разные годы), требует ли каждое из нарушений отдельного искупления?

Ответ:

В случае преднамеренного нарушения поста месяца Рамадан необходимо искупление (каффарат), а также восполнение нарушенного дня поста. Искуплением поста является беспрерывный пост на протяжении двух лунных месяцев (60-и дней). Тот, у кого нет физической возможности искупить пост, должен кормить один день 60 бедняков, либо одного бедняка в течение 60 дней.

Если после искупления преднамеренно нарушенного обязательного поста таким же образом будет нарушен пост в другой Рамазан, для него тоже нужен новый каффарат (в сборнике завахирур-риваят имама Мухаммада Бадаиг ас-Санаиг, Саум, хукму фасадис-саум). Кроме того, за каждый день нарушенного поста нужно восполнение (када) (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, Бейрут, II, 261).