Как работает хромакей: принципы и советы. Что такое хромакей и как его использовать в создании видео? Как называется зеленый фон для съемок

Хромакей

Съёмка эпизода на синем фоне

Хромакей (англ. chroma key , буквально «цветовой ключ») - технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рирпроекция (или рир-проецирование), использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства . Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон . При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Также в повседневной жизни хромакеем называют сам рир-экран, на фоне которого снимают.

Самыми распространёнными цветами, использующимися при рир-проецировании, являются зелёный и синий (голубой), потому что такие цвета не встречаются в тонах человеческой кожи. Однако практически может использоваться любой цвет, в том числе белый и чёрный. Самый популярный цвет фона для комбинированных съёмок в кинопроизводстве - зелёный (что дало название технологии «Green screen »), для телевизионных программ чаще применяется синий фон («Blue screen »), хотя цвет рир-экрана зависит от поставленной режиссёром творческой задачи и характеристик оборудования, на котором производится рир-проецирование.

Ещё одним распространённым названием технологии является кеинг (англ. keying, color keying ). Стоит отметить также, что правильным произношением chromakey является «кромаки», однако на русскоязычном телевидении оно не прижилось и в ходу сейчас жаргонизм «хромакей».

Единственным минусом хромакея является то, что если на одежде человека присутствует цвет, схожий с цветом фона, то человек начинает «просвечивать» («светиться»). Поэтому, при подборе костюма актёра или телеведущего стараются избегать цветов, совпадающих с фоном. В кинематографе до появления телевизионных технологий и цифровых способов кинопроизводства применялись способы совмещения актёрской сцены с фоном, известные как «рирпроекция », «фронтпроекция » и «блуждающая маска », дающие сходный с хромакей изобразительный эффект.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хромакей" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 2 рирпроекция (2) фон (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Схема второй экспозиции по методу блуждающей маски. А непроявленная негативная плёнка со скрытым изображением актёра; B проявленная плёнка с силуэтной маской; C объектив; D фоновый ландшафт Блуждающая маска разновидность киноплёночных т … Википедия

    Спецэффект, специальный эффект (англ. special effect, сокр. SPFX, SFX или FX) технологический приём в кинематографе, на телевидении и в компьютерных играх, применяемый для визуализации сцен, которые не могут быть сняты обычным способом … Википедия

    - (от англ. rear screen «задний экран», сокр. «рир») одноцветный фон (кусок ткани или специальный лист), который располагается во время съёмок позади актёров и/или объектов съёмки. При помощи технологии хромакей цветной фон заменяется в… … Википедия

    Зелёный экран (хромакей) разновидность технологии спецэффектов Спецэффект, специальный эффект (англ. special effect, сокр. SPFX или SFX) технологический приём в кинематографе, на телевидении, на шоу и в компьютерных играх, применяемый для… … Википедия

    Рир экран (от англ. rear screen, сокр. «рир») одноцветный фон (кусок ткани или специальный лист), который располагается во время съёмок позади актёров и/или объектов съёмки. При помощи технологии хромакей цветной фон заменяется в процессе съёмок… … Википедия

    Зелёный экран (хромакей) разновидность технологии спецэффектов Спецэффект, специальный эффект (англ. special effect, сокр. SPFX или SFX) технологический приём в кинематографе, на телевидении, на шоу и в компьютерных играх, применяемый для… … Википедия

    Схема рирпроекции при съёмке актёров в декорации движущегося автомобиля Рирпроекция, Рир проекция технология комбинированной киносъёмки, широко применявшаяся в классической технологии … Википедия

], буквально - «цветовой ключ»; от греч. χρώμα - «цвет») - технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая электронная рирпроекция (или рир-проецирование), использующаяся на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства . С помощью хромакея можно «удалить» фон и «подложить» изображение или видео через видеоредактор. Также в повседневной жизни хромакеем называют сам экран, на фоне которого снимают .

В некоторых источниках на русском используются следующие названия: рирпроекция , рир-проекция , хроматический ключ , кеинг по цвету , телеинкрустация , хромакей , цветность, иногда в русской транслитерации «хрома-кей» . Ещё одним названием технологии является кеинг (англ. keying, color keying ).

История

Зарождение

В кинематографе до появления телевизионных технологий и цифровых способов кинопроизводства применялись способы совмещения актёрской сцены с фоном, известные как «рирпроекция », «фронтпроекция » и «блуждающая маска », дающие сходный с хромакеем изобразительный эффект.

Синий экран

Технология синего экрана была создана в 1930-х киностудией RKO Pictures .

Технология

Самыми распространёнными цветами, использующимися при проецировании, являются зелёный и синий (голубой), потому что такие цвета не встречаются в тонах человеческой кожи. Самый популярный цвет фона для комбинированных съёмок в кинопроизводстве - зелёный (что дало название технологии «Green screen »), для телевизионных программ чаще применяется синий фон («Blue screen »), хотя цвет ткани для «кеинга» зависит от поставленной режиссёром творческой задачи и характеристик оборудования, на котором производится проецирование, а также цвета одежды и объектов, присутствующих в кадре.

Использование компьютеров облегчает процесс совмещения нескольких изображений между собой, даже если съёмка ведётся с рук.

Главный объект снимается на фоне одного цвета или на фоне с относительно небольшим перепадом по цветам. Обычно используются фоны синего или зелёного цветов, так как у людей кожа таких цветов не встречается . Процесс замены исходного фона на другой называет композитингом или кеингом.

Синий хромакей

Синий хромакей широко применялся при съёмках на плёнку . Цветной негатив печатался на высококонтрастной чёрно-белой плёнке с использованием цветного фильтра, который исключал синий канал . Эта область становилась полностью чёрной, получался альфа-канал . Затем с помощью двойной экспозиции накладывалось другое изображение.

Зелёный хромакей

В настоящее время зелёный фон используется наиболее часто, так как цифровые камеры наиболее чувствительны к зелёным оттенкам из-за применяемых в них матриц на основе фильтра Байера . Изображение в зелёном канале содержит меньше шумов, является более чистым и легче поддаётся качественной обработке при композитинге. Зелёный фон стал более широко применяться по причине широкого распространения синих джинсов , а также наличия голубых глаз у людей.

Основные условия

Главным фактором является существенное цветовое отличие переднего плана (снимаемый объект) и заднего плана (зелёный экран). К примеру, синяя коробка на зелёном фоне.

Освещение

Если снимаемый объект находится близко к зелёному экрану, то на него может попадать переотражённый свет. В таких случаях кожа человека приобретает зелёный оттенок или появляются зелёные оттенки в глянцевых металлических, стеклянных поверхностях. Этот эффект носит название spill :p20 . Решением является использование большего по размерам зелёного экрана и увеличение расстояния от объекта до фона .

Камера

Одежда

Следует избегать одежды, в которой присутствуют оттенки близкие к цветам фона, потому что одежда может быть удалена в видеоредакторе вместе с фоном.

Однако иногда специально используется одежда тех же цветов. Так снималась сцена в фильме о Гарри Поттере с мантией-невидимкой . Передний план искажает фон и создаёт необходимый эффект .

При этом могут возникать трудности, когда в кадре должны находиться сразу два объекта, один из которых имеет синий цвет, а другой зелёный. Так в фильме Человек-паук есть сцена боя главного героя и Зелёного гоблина . Каждого персонажа пришлось снимать отдельно на контрастном для него фоне.

Для облегчения процесса композитинга границы между главным объектом и фоном должны чётко разделяться. Наибольшие сложности доставляют полупрозрачные объекты, такие как отдельные локоны волос, прозрачные плащи или зонты, стекло .

Цвет фона

Синий фон наиболее часто применялся во время съёмок на плёнку.

Зелёный фон чаще применяется на улице, в таких кадрах, где видно небо. Цифровые камеры лучше воспринимают зелёные тона, записывают их с меньшим количеством шумов.

Красный фон применяется для сцен, где снимаются объекты, а не люди, так как красные оттенки кожи не позволяют использовать такой фон.

Во время съёмок на плёнку используется также жёлтый экран :16 .

Одной из наиболее современных техник является применение катафотов . Фон подсвечивается светодиодными лампами , расположенными максимально близко к объективу камеры, свет от которых возвращается в объектив. Эта технология позволяет использовать лампы минимальной мощности и гораздо меньших размеров по сравнению со стандартными решениями.

Технология термокеинга (Thermo-Key) использует свет в инфракрасном спектре невидимом для человеческого глаза .

Возможно также использование ультрафиолетового света . Такие специальные флуоресцентные лампы использовались во время съёмок фильма Звёздный путь: Следующее поколение .

К тому же вместо одноцветного фона для кеинга может использоваться любое цветное статичное изображение. Для этого сначала фон, используемый как хромакей, снимают со штатива без актёров или объектов на переднем плане. После, не перемещая камеру, на этом же фоне снимают главный объект. А затем в видеоредакторе методом вычитания оставляют только главный объект . Однако при этом крайне важно, чтобы объекты на фоне не смещались. А также, чтобы на изображении отсутствовали шумы . Фон с текстурой чаще применяют, когда главный объект имеет множество разных цветов .

Дополнительные требования

Равномерность света

Чтобы снимаемый объект было проще отделить от фона, необходимо избегать теней и пересветов на хромакее и как можно более равномерно его освещать . Матовая поверхность фона более равномерно отражает свет, на ней отсутствуют яркие блики.

При этом иногда специально оставляют тень от снимаемого объекта на фоне, чтобы использовать её при комбинировании слоёв.

Экспозиция

Для получения качественного результата важно в камере правильно настраивать экспозицию . Слишком тёмный или слишком светлый фон будет иметь недостаточную цветовую насыщенность . Если изображение будет слишком тёмным, то оно будет содержать шумы , которые также отрицательно повлияют на качество материала.

Критика

Достоинства

Благодаря использованию хромакей можно значительно удешевить процесс производства. А также создать или совместить объекты, которые в реальности не могут существовать.

Недостатки

Минусом хромакея является то, что если на одежде человека присутствует цвет, схожий с цветом фона, то человек начинает «просвечивать» («светиться»). Поэтому при подборе костюма актёра или телеведущего избегают цветов, совпадающих с фоном. Хотя эту проблему можно решить с помощью наложения масок в видеоредакторе.

Программы для композитинга

См. также

Примечания

  1. Феликс Воройский. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник . - Litres, 2016-01-28. - С. 413. - 769 с. - ISBN 9785457966338 .
  2. Сними кино. Хромакей своими руками (неопр.) . snimikino.com articles . Дата обращения 10 января 2017.
  3. Словарь Lingvo Electronics (En-Ru) chromakey - цветовая электронная рирпроекция
  4. Сергей Орлов. Англо - русский словарь по вычислительной технике и информационным технологиям. - С. 139.
  5. Освоение 3ds max 5 . - Издательский дом Вильямс, 2004. - С. 37. - 771 с. - ISBN 9785845905499 .
  6. Коллектив авторов. Adobe Premiere Pro CC . - Litres, 2014. - С. 444. - 543 с. - ISBN 9785457592391 .
  7. Телевидение и радиовещание . - 1990. - С. 190. - 776 с.
  8. Эдуард Ефимов. Телевидение вчера, сегодня, завтра . - Искусство, 1983. - С. 141. - 248 с.
  9. Справочник лицензий Федеральной службы по телевидению и радиовещанию РФ и Министерства связи РФ. . - 625, 1995. - С. 193. - 200 с.
  10. Кирьянова Е. Видеомонтаж, анимация и DVD-авторинг для всех: Adobe Premiere Pro CS4 и After Effects CS4 . - БХВ-Петербург, 2010. - С. 184. - 416 с. - ISBN 9785977503839 .
  11. Kathryn Ramey. Experimental Filmmaking: Break the Machine . - P. 70.
  12. Foster, Jeff. The Green Screen Handbook: Real-World Production Techniques. - John Wiley & Sons, 2010. -

Итак, начнём по порядку.

Что собой представляет хромакей? На простом языке это можно объяснить так: совмещение двух или более изображений в одно. Каким образом? Смотрим верхнюю картинку. Как мы видим сзади девушки поместили зелёный фон, потом посредством программы его убрали и заменили красивым пейзажем. Фон необязательно должен быть зелёным, он может быть синим, красным, белым…да любым. Главное чтобы он был ОДНОТОННЫМ. Но всё же предпочтительнее использовать Синий или Зелёный (он лучше отделяется от человека), красный цвет подходит менее(его сложнее отделить от объекта), потому как у нас кожа красноватого румяного оттенка и она тоже может выделиться.

Можно заметить что пол у ног девушки не вырезался. Это произошло потому что его цвет отличается от фонового. Как правило, чтобы такого избежать, на пол тоже стелется однотонная материя. Или просто меняется ракурс камеры так, чтобы не было ничего лишнего в кадре. Следует отметить, что на одежде модели не должно быть похожего цвета, иначе он тоже может вырезаться вместе с задним планом, а этого нам не надо. Также важно правильно установить свет, дабы на фоне не возникали сильные тени или пересветы (из- за них тоже могут быть проблемы с выделением). При работе с хромакеем максимальные различия в цветах между фоном и объектом очень важны. Из какого же материала должен быть фон? Он может быть как тканевой, так и бумажный. Тут смотря какие вы собираетесь делать съёмки и в каких условиях. На природе, на улице естественно использовать лучше хромакейный фон из ткани, хотя бы потому что он более прочный и транспортабельный (его можно легко свернуть и положить в сумку) Бумажные фоны большую популярность имеют в студиях. Основные достоинства бумажного фона - отсутствие текстуры, матовость и упругость. Они не создают бликов от света. Но как правило у них большие габариты. Они быстрее мараются и портятся. Есть ещё нетканые фоны (обычные и бархатные), представляют собой синтетическое полотно. Несмотря на то что при перевозке они как и бумажные не очень удобны, у них высокая неистираемость и устойчивость. Устанавливается фон на специальные каркасные конструкции, кронштейны с держателями.

Но хромакей это не только замена фона. С его помощью можно заменить всё что угодно, есть даже специальные костюмы.

Надев его, человека можно заменить на какого-нибудь 3d монстра или ещё что-нибудь….зависит от вашей фантазии)

Хромакей очень активно используется в киноиндустрии. Сейчас ни один крутой фильм без него не снимается. Что проще: ехать съёмочной группой на аляску? Или снять актёра в студии, а потом его подставить в готовый видеофутаж с теми же горами с аляски? Но для профессионального кеинга и оборудование с программным обеспечением должно быть соответствующим.

Вот несколько примеров профессионального применения хромакея:

Также он очень широко применяется на телевидении. В каком-нибудь допустим прогнозе погоды, где сзади ведущего сенсорная панель с облачками и солнышком. Или в программе новостей, где ведущие сидят в виртуальной 3d студии.

Хромакей можно заказать по интернет магазину (например www.foto.ru) или в магазине своего города, который специализируется на видео-фототехнике, студийном оборудовании…и т.д. Пожалуй самый дешёвый бумажный фон можно приобрести за 1000 рублей. Фон из ткани с раскладным каркасом будет стоить около 3000-5000 рублей. Больше всего среди начинающих фотографов пользуются спросом нетканые фоны из за своей дешевизны. Например фон размером 1,5х2м будет стоить всего 1000 рублей. А 2х5м 2000-2500 рублей. Помните, что стоимость напрямую зависит от размера заказываемого полотна, от материала и от вашего города.


Статьи в этой же категории

Дальнейшее наше изучение видеомаркетинга продолжим рассмотрением такого понятия как «Хромакей», узнаем как подобрать фон для хромакея и как подвешать.

Хромакей — процесс замены фона.

В переводе с английского хромакей — это chroma key «цветовой ключ». Так повелось, что в видеосъемке в это понятие — «хромакей» вкладывается понятие фона, на котором будет происходить съемка.

На самом же деле хромакей — это сама техника совмещения двух и более картинок, изображений. Сам процесс замещения фона называется кеингом (keyng).

Хромакей, это процесс съемки на фон, который в последствии будет вырезан программно, а вместо него будет вставлен любой другой фон, либо белый, на котором может отображаться сопровождающий текст, или рисунки и прочие атрибуты, поясняющие суть излагаемого материала.

Фон для хромакея может быть зеленый или синий. Чаще всего используется зеленый. Почему? Статистика подсказывает, что у нас больше одежды с синим оттенком. А при кеинге ваша одежда с синим оттенком вырежется вместе с фоном. Так же если вы будете снимать на синем фоне темнокожего человека, вполне может так произойти, что вырежется часть лица или какой-нибудь участок тела.

Почему к примеру не красный или желтый? А дело в том, что оттенок нашей кожи имеет розовую и желтую составляющую спектра, поэтому в любом случае, при кеинге, мы потеряем какие-то участки кожи лица и тела. Если хотите, можете поэкспериментировать, но даю гарантию, вы придете к выводу что зеленый цвет все-таки более всего приемлем для хромакея.

Ткань, бумага.

Фон изготавливается из ткани или плотной бумаги. Выпускается в разных размерах, от 1 х 2 м. до 5 х 6 м. из ткани, а из бумаги даже целым рулоном 3 х 12 метров. Так же фоны для хромакея выпускается для профессионалов в виде круга или овала с пружинным кольцом-растягивателем. Он легко складывается в небольшие размеры и при надобности быстро разворачивается, натягивая ткань. Что освобождает вас от его глажки перед съемкой.

Что касается бумажного фона, то купив рулон, вы можете им долго пользоваться, просто выбрасывая со временем помятый кусок. Стоит он значительно дешевле тканевого и не требует глажения.

В специализированных магазинах вы можете выбрать любой размер любого качества, исходя из ваших потребностей и материальных возможностей.

Как использовать фон для хромакея и как освещать.

Перед съемкой, прежде всего фон нужно «подвешать», т.е. закрепить. Фон должен быть ровным, без лишних складок, так вам потом будет легче производить кеинг. Фоны больших размеров нужно вывешивать на специальные стойки и с мягким переходом расстилать по полу. Так вы будете спокойно снимать не боясь, что у вас в кадр будут попадать лишние предметы.

Снимая крупно, вам нет необходимости иметь фон большого размера, достаточно куска ткани или бумажного фона. Развешать его можно прямо на оконную штору или кнопками прикрепить к стене.

Если у вас для съемок есть возможность использовать комнату большой площади, то лучше её оборудовать с максимальным удобством для себя. Купить стойки, фон большого размера, фонари с хорошей мощностью. Это в том случае, если вы серьезно подходите к делу и будете много снимать.

В том случае, если вы стеснены площадью, это не беда, можно снимать и так, только тщательно подойти к правильному освещению,.

Должно быть максимально равномерным. Применяйте все имеющее у вас , выравнивайте свет, этим самым вы себе облегчите работу с кеингом.

Если позволяет место, и фон висит на стойках, лучше освещать фон сзади. Если места нет, светите на него спереди. Только в этом случае объект съемки нужно отодвигать вперед, ближе к камере.

Главное, должна соблюдать ваша хромакей студия, как можно ровнее

В эпоху особенной популярности видеоконтента в развлекательных медиа, в том числе видеоблогов, творческих людей, работающих в данном направлении, волнует вопрос качества картинки. Съёмки на естественном фоне далеко не всегда уместны, а постановка декораций - дорогое и трудоёмкое занятие. Решить проблему помогает технология хромакей - это приём, позволяющий совмещать два и более кадра или изображения в одной композиции. Тем не менее не все начинающие видеомейкеры знают о том, как работать с этим эффектом, так как совсем недавно он применялся только на телевидении и профессиональных видеопроектах. Как пользоваться технологией хромакей, и почему для этого используется именно зеленый фон?

Хромакей: основные принципы работы

В переводе с английского термин chroma key буквально обозначает «цветовой ключ». При необходимости создания в фильме или видеоролике локаций, которые невозможно найти в естественной среде, съёмки происходят на фоне рир-экрана, который затем на итоговой картинке будет при монтаже заменён на нужную локацию. Почему чаще всего используется синий или зеленый фон? Дело в том, что эти цвета реже всего встречаются в одежде, а обладателей синих или зелёных волос встретить на съёмочной площадке ещё труднее. В случае если одежда или реквизит будут совпадать по цвету с экраном, на смонтированном ролике они станут прозрачными, что, безусловно, скажется на качестве видео.

Хромакей в кинематографе

Сегодня вряд ли можно встретить человека, не видевшего ни одного кинофильма, действие которого происходит в далёких галактиках, таинственных пустынях или волшебных лесах. Подобные локации в реальном мире найти невозможно, так что в таких случаях хромакей - это настоящее спасение. Актёры отыгрывают сцены в помещении со стенами, полностью завешенными рир-экраном зелёного или синего цвета. Работники которым необходимо ассистировать актёрам в кадре, но при этом не попасть в окончательную картинку, надевают специальные костюмы под цвет экрана. Безусловно, совсем без декораций не обходится ни один фильм, однако при съёмке батальных сцен и драк, к примеру, эффект хромакей незаменим - внимание зрителя отвлечено захватывающими действиями каскадёров или актёров, поэтому он не замечает некоторой «плоскости» фона.

Хромакей и телевидение

Наверняка все, кто хотя бы раз смотрел новостные телепрограммы, замечал, что за спиной ведущего часто находится интересный и красивый фон. Хромакей и здесь помогает съёмочной команде, делая будничное рабочее помещение стильным. Интересно, что всем известное новогоднее обращение президента Российской Федерации тоже снимается не на «свежем воздухе» на фоне Кремля, а в помещении с применением всё той же технологии. Впервые новогоднее обращение президента В. В. Путина подобным образом было отснято в 2000 году - до этого уже бывший глава Б. Н. Ельцин снимался на фоне интерьеров своей резиденции.

Хромакей в видеоблогинге

Теперь хромакей - это не только кинематографический и телевизионный приём. Многие успешные видеомейкеры, делящиеся своим творчеством на сайте YouTube, давно и успешно используют эффект для своих роликов. Правда, начинающие блогеры не всегда ловко управляются как с экраном, так и с монтажом, отчего то и дело становятся в кадре «прозрачными». Для того чтобы сделать действительно качественный ролик, нужен не только «зелёный хромакей», как ошибочно его называют юные видеомейкеры (на самом деле он называется рир-экран), но и навыки правильной съёмки и монтажа. Нередко за оплошности в использовании этого эффекта начинающие блогеры подвергаются критике со стороны более продвинутых «коллег». Известный ютьюбер Андрей Нифёдов уже несколько лет снимает обзоры о юных любителях интернету. Интересно, что сам Андрей уже давно отказался от хромакея, предпочитая говорить на фоне уютной домашней обстановки. Это, впрочем, неудивительно - сложный монтаж только мешает «конвейерному» производству видеоконтента.

Хромакей в фотографии

Хромакей - это настоящая находка не только для блогеров и телевизионщиков. Фотографы используют эту технологию для снимков, которые будут впоследствии обработаны в программе-редакторе. Фотостудии не только используют экран для работы, но и, занимаясь продажей специального оборудования, могут помочь коллегам приобрести фон для таких съёмок. В продаже имеются как пластиковые, так и тканевые экраны любых размеров, поэтому перед покупкой стоит определиться, где будет располагаться фон.

Монтаж с эффектом хромакей

Во всех известных программах для монтажа видороликов имеется меню и даже целый набор опций для работы с эффектом хромакей. Наиболее популярными и широко используемыми программами по обработке видео являются на сегодняшний день After Effects и Sony Vegas. Перед тем как скачивать такой дорогой и тяжеловесный софт, следует изучить базовые навыки монтажа, так как в противном случае есть вероятность выбросить деньги на ветер - далеко не все функции в таких программах интуитивно понятны. Если эффект хромакей был использован для фотосъёмки, то для редактирования снимков подойдут программы Adobe Photoshop и Corel Photopaint. Сложность монтажа и редактирования заключается в том, чтобы изображение выглядело максимально естественно. Такая обработка занимает немало времени, особенно если дело касается видеороликов, поэтому стоит запастись терпением и сосредоточенностью, чтобы прийти к качественному результату.

Несмотря на сложности, связанные с применением эффекта хромакей, на сегодняшний момент эта технология является незаменимым помощником для большого количества творческих людей и коллективов. Появившись в 90-е годы ХХ века, хромакей до сих пор используется практически во всех телепередачах, сериалах, фильмах, видеоклипах и других роликах. Впрочем, умение качественно монтировать отснятый материал - такая же неотъемлемая часть творческой работы, и не стоит забывать, что никакие хитрые приёмы не спасут видеомейкера или фотографа, который недостаточно компетентен в своей области. Тем не менее приобретение рир-экрана - большой и важный шаг к успеху в почти любом виде визуального творчества.