Комплекс отличницы. «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей Комплекс отличницы у взрослых

– комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Общие сведения

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами , основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Причины

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Патогенез

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику , ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией . «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики , обсессивно-компульсивное расстройство , психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония , астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства . Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром , психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая . В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Синдром отличника (комплекс отличницы) возникает еще в , хотя считается, что у взрослых он проявляется чаще. Ребенок, имеющий комплекс отличника, удобен для родителей своим послушанием и старанием соответствовать их требованиям. У взрослого же человека проявления этого синдрома приводят ко многим трудностям в жизни.

Комплекс (синдром) отличника - это не только желание все делать идеально. Это навязчивая потребность получать признание от окружающих, высокие оценки своих с их стороны. Плюс, быть успешным в любой сфере и во всем .

Если учесть, что истоки комплекса отличника у взрослых идут из детства, необходимо выявить причины его появления. В процессе социализации на ребенка значительное , родители — в большей степени. Синдром отличника у детей может формироваться из-за неправильного воспитания. Когда их родители опираются на ошибочный опыт своих воспитателей и имеют недостаточные знания в области детской психологии.
Основные причины синдрома отличника:

  1. Ребенок получает похвалу от родителей и воспитателей только за отличные результаты своих действий. При этом его личные особенности, способности, склонности не учитываются. Постепенно ребенка перестают хвалить за высококачественное выполнение задания. Такая исполнительность становится нормой. У ребенка формируется убеждение, что он все должен делать наилучшим образом, по-другому и быть не может.
  2. Взрослые часто совершают ошибку, сравнивая своего ребенка с другими детьми, которые, на их взгляд, более успешны в чем-либо. Казалось бы, это делается из лучших побуждений: вызвать у сына или дочери желание развиваться, стать лучше других. Последствия такого воспитания двоякие: либо у ребенка развивается комплекс неполноценности, либо быть первым и лучше других становится самоцелью, ребенок перестает наслаждаться процессом выполнения заданий. Его цель — заслужить одобрение любой ценой. В результате налицо синдром отличника.
  3. Если в семье есть твердая установка, что любовь заслуживают только хорошими поступками, то ребенок видит ее проявления только тогда, когда ведет себя хорошо. Возникает убеждение: чем он более «правильный», тем больше его любят. Девочка или мальчик пытаются соответствовать представлениям «правильности» родителей, при этом отходя от своей индивидуальности и вырабатывая у себя комплекс отличницы (отличника).
  4. Взрослые регулярно ругают и наказывают ребенка за ошибки по принципу: «если бы ты лучше старался, все бы получилось». Постепенно это вырабатывает у него завышенную самокритичность и синдром отличника. Став взрослым, человек постоянно стремится к совершенству, остро переживая свои неудачи и ошибки.
  5. Безразличие со стороны взрослых вызывает у ребенка ощущение , . Он пытается привлечь внимание родителей хорошими отметками и поступками, старается все делать идеально, чтобы, наконец, получить нужное внимание и признание.

Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Человек в этом состоянии тяжело переживает свои ошибки и поражения. При таком внутреннем напряжении даже повседневные препятствия спустя время могут казаться непреодолимыми.

Синдром отличницы чаще отмечают у женщин, которых в детстве приучали к мысли, что надо быть послушной девочкой, примерной, разносторонне развитой ученицей. Правда, среди мужчин этот комплекс также не является редкостью.

Симптомы заболевания

Симптомы синдрома отличника очень яркие и остро переживаемые. В некоторых ситуациях этот комплекс может перерастать в патологию, становясь сродни заболеванию, но такое случается редко.

Однако даже умеренно выраженные признаки синдрома отличницы осложняют жизнь, ограничивают возможности человека, провоцируют сложности в межличностных отношениях. Степень выраженности синдрома отличника может быть различной, его отличительными признаками являются:

  • завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
  • потребность все делать идеально - . Человек сам себе ставит высокую планку, которой должно соответствовать все, что он делает. Если же такого соответствия нет, он ощущает себя разбитым, опустошенным, никчемным. К сожалению, в реальности не все зависит от человека, потому достижение идеала нередко становится невозможным;
  • острое реагирование на критику, даже объективную. Критика вызывает у личности с синдромом отличника не желание меняться, работать над собой, а комплекс неполноценности и депрессивное состояние;
  • острая потребность в одобрении окружающих. Человек жаждет получать одобрение и похвалу за каждое свое действие и достижение. Он не принимает себя таким, какой есть, потому что внутренне убежден, что без идеального выполнения задания он не достоин любви и уважения;
  • «победители во всем» — мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
  • страх рисковать - человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять , переезжать в другой город и т.п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то».

Самое интересное: люди, которые стремятся быть совершенством, успешными во всех сферах жизни, редко добиваются значительных успехов. Часто их ровесники, которые проще смотрят на жизнь и время от времени позволяют ей течь самой по себе, меньше переживают из-за неудач, добиваются больших результатов.

Портрет отличника: тревожные симптомы

Есть несколько признаков, по которым можно отличить человека с синдромом отличника:

  • желание быть всегда и во всем первым;
  • острое, затяжное переживание любой, даже незначительной неудачи;
  • личность с синдромом отличника остро реагирует на критику и замечания;
  • страх неудач, приводящий к отказу от деятельности;
  • постоянное сравнение себя с окружающими, ревнивое отношение к похвале другого человека, а не его;
  • , зависящая от взглядов и мнений других людей;
  • настойчивое стремление всегда соответствовать ожиданиям окружающих;
  • человеку с синдромом отличника свойственно негативное отношение к успехам других, плохо скрываемое ликование по поводу их неудач;
  • излишняя самоуверенность, резко снижающая после критики;
  • неумение радоваться жизни, с юмором относиться к самому себе.

Эти симптомы комплекса отличника могут проявляться как у детей, так и у взрослых. Проблема здесь в том, что человека с этим синдромом волнует не столько цель, итог своей деятельности, сколько оценка этой деятельности и ее результата окружающими людьми.

Диагностика синдрома

В некоторых случаях при серьезной эмоциональной нестабильности, чтобы определить либо исключить синдром отличника (отличницы) может потребоваться консультация психиатра. Он сможет определить, чем вызвано состояние человека: здоровым стремлением к либо патологическим желанием, которое требует серьезной коррекции.
С этой целью в психиатрии применяются тесты перфекционизма, состоящие из 24 либо 45 вопросов. Откровенные ответы испытуемого помогут определить его психологическое состояние.

Стоит ли лечить недуг

Ничего нет плохого в том, что ребенок или взрослый стремятся добиться , улучшить свою жизнь. Другое дело, когда эти стремления перерастают в навязчивые состояния, превращаются в патологию. Это способно подорвать эмоциональное здоровье человека, вызвав серьезные нарушения психики. В таком случае необходимо искать способы как избавиться от комплекса отличника (отличницы). Иначе последствия могут быть разрушительными для личности.

Как синдром мешает во взрослой жизни

Зацикливание на мелочах, зависимость от мнения окружающих, стремление соответствовать их ожиданиям, острое реагирование на критику - все эти проявления синдрома отличника осложняют жизнь человека, провоцируя проблемы в различных сферах:

  • На работе личность с синдромом отличника с трудом переносит успехи коллег, пытается их превозмочь во всем, что обостряет . Начальник может ставить такого исполнительного сотрудника в пример другим, тем самым вызывая к нему негативное отношение. Сотрудники недолюбливают таких «выскочек», нередко обсуждают их за спиной.

Личности с синдромом отличника не способны на креатив, творчество. Им проще выполнять однообразные задачи в установленных рамках - все ради одобрения со стороны начальства. Они способны жертвовать своим личным временем, задерживаясь на работе дольше всех, однако это делается не столько ради реализации цели, сколько ради поощрения и признания.

  • В личной жизни комплекс отличницы чаще проявляется у женщин. Они уверены, что сногсшибательный внешний вид, умение вкусно готовить, удовлетворять мужчину в постели, содержать дом в идеальном порядке и зарабатывать больше мужа - только эти качества делают их лучшими женами, достойными любви.

Когда мужчина не замечает стараний такой «идеальной» жены, вспыхивают скандалы. Женщина начинает обвинять мужа в том, что «он ее не любит и не ценит», «она ради него старается изо всех сил, а он не замечает этого» и все в таком же духе. Часто подобное заканчивается разводом и полным разрывом отношений. После чего мужчина находит себе женщину, не страдающую синдромом отличницы.

  • Воспитывая детей, родители с комплексом отличника слишком многого требуют от своих отпрысков. Здесь есть все: сравнение их с ровесниками; выбор и навязывание «подходящей» компании с «правильными» детьми; наказания за малейшие ошибки, неудачи, плохие отметки; проявления любви исключительно за хорошее поведение и прочее.

Такие родители записывают ребенка сразу в несколько секций - ведь он должен быть самым успешным из всех, самым умным, сильным, ловким, талантливым. В результате из ребенка вырастает либо бунтарь, который делает все наперекор родителям, либо еще одна личность с таким же, как у родителей синдромом отличника.

  • Отношения с друзьями и знакомыми строятся непросто. Личностям с комплексом отличника трудно заводить друзей, поддерживать дружбу. Все из-за стремления казаться лучше, чем они есть на самом деле и желания доказать, что они во всем превосходят всех. А еще конкурентного сознания, постоянной критики тех, кто не соответствует их представлениям и идеалам.

С незнакомыми людьми женщины и мужчины с синдромом отличника могут вести себя вызывающе, рассказывая о своих успехах и достижениях (нередко преувеличенных). Если же в ответ получают замечание или недостаточное признание их заслуг, болезненно реагируют на это. Такая ситуация создает напряженную атмосферу в любой компании.

Вполне можно качественно общаться с окружающими, научиться строить гармоничные, продуктивные отношения с близкими людьми, если немного подкорректировать восприятие себя и окружающего мира.

Способы избавиться от синдрома

Если вы ощущаете, что ваша жизнь зашла в тупик, а отношения имеют только негативную окраску, можно все исправить и избавиться от синдрома отличника (отличницы). Что для этого надо делать? Определиться, нужна ли вам помощь специалиста или вы сможете справиться самостоятельно. Возможно, достаточно будет посетить психолога. Если же проблема более глубокая, может потребоваться консультация психотерапевта.
Борьба с комплексом отличника включает в себя такие варианты:

  1. Общение с психологом поможет правильно . Человек начнет осознавать, что стремление быть во всем совершенством портит жизнь, а не улучшает ее. В процессе можно научиться , избавиться от зависимости от одобрения окружающих и освободиться от синдрома отличника.
  2. Разрешить себе ошибаться, не быть совершенством во всех жизненных ситуациях. Научитесь делать некоторые вещи не до конца идеальными: не домыть всю посуду, кое-что оставив на потом. Раскладывая на столе или полкам все предметы по своим местам, «забудьте» что-то: небрежно оставьте листок бумаги посреди стола или положите футболку к нижнему белью.

Подобный «беспорядок» поможет вам ослабить хватку перфекционизма и комплекса отличника. Вы заметите, что при этом в вашей жизни ничего не ухудшилось: отношение людей к вам не поменялось, не нарушился , ваши способности и навыки не претерпели катастрофических изменений. Постепенно от мелких «нарушений порядка» вы можете переходить к более крупным. Это сделает вас более независимыми от мнения окружающих, придаст ощущение свободы от внутренних ограничений и избавит от синдрома отличника.

  1. Не сравнивать себя с другими людьми. Никто не повторит вашего пути, у каждого свой опыт, окружение, воспитание, способности, склонности. Не существует абсолютно одинаковых людей, потому сравнение себя с кем-либо, кроме себя самого неоправданно и бессмысленно.
  2. Осознать, что никто не ждет от вас, что вы будете идеальными. Не приписывать людям то, чего они не думают на самом деле. Исходя из этого, не стоит ждать постоянного одобрения своих поступков от окружающих.
  3. Попросить своих близких о помощи: ввести в семье полезную привычку часто обнимать друг друга без причины, хвалить без привязки к каким-либо поступкам. То есть, давать понять, что вы (и вас) любите друг друга просто так, а не за какие-то особые заслуги. Этот способ очень хорошо помогает в борьбе с синдромом отличника.
  4. Хотя бы 1 раз в неделю делать что-то экстраординарное в своих глазах, чтобы освободить настоящие . Регулярно выделять время для : полностью отрешиться от всех забот, заняв свое время развлечениями: походом в кино, общением с друзьями или родственниками, посещением аквапарка и других развлекательных заведений.
  5. Сталкиваясь с критикой своих поступков, необходимо помнить, что это мнение отдельно взятого человека. Постараться посмотреть на критику со стороны, насколько она объективна, и если да, какую пользу вы можете вынести из нее. Не воспринимать критику как попытку унизить или оскорбить ваше достоинство или способности. Такое неправильное восприятие проистекает от комплекса отличника.
  6. Придумать себе или заняться новым делом. Причем не ждать поощрения результатов своего труда окружающими. Делать то, что хочется ради самого процесса. Получать удовольствие не от результата, а от самого «делания». Пусть не все будет получаться и не выглядеть идеальным, цель ведь не в победе над другими, не в первенстве и комплексе отличника, а в получении удовольствия.
  7. Позволять жизни идти своим чередом: влиять на то, на что вы можете повлиять, и отпускать ситуацию, на которую вы повлиять не можете.

Не старайтесь применять все эти методы сразу. Внедряйте их постепенно в вашу жизнь и со временем вы сможете побороть в себе синдром отличника.

Важно! Избавиться от комплекса отличницы (отличника), став взрослыми, непросто. Однако регулярная, упорная работа над собой поможет его преодолеть.

Прогноз и профилактика

Всегда ли комплекс отличника - это плохо? Прежде всего нужно понимать, насколько стремление к лидерству и нарабатывание навыка «успешности» во всех сферах преобладают над здравым смыслом. Если не доходит до болезненности, такие устремления могут придавать сил, мотивировать, быть толчком к большим достижениям.

Если же человек живет только этими устремлениями, с маниакальной потребностью быть лучшим во всем и всех превозмочь, стоит срочно заняться проблемой комплекса отличника. Так как в данной ситуации жизнь и личность человека находятся в разрушительной стадии. Он перестает ощущать себя нужным, погружается в глубокую депрессию. В итоге все может закончиться очень плохо: сведением счетов с жизнью.
Самая лучшая профилактика проблемы - это полное ее отсутствие. Родителям нужно задуматься о методах воспитания ребенка, своих ожиданиях по отношению к нему, последствиях своих поступков. Синдром отличника может подспудно зреть в ребенке, от которого ожидают безупречности и совершенства.

У взрослого человека профилактикой комплекса отличника может быть постоянное напоминание себе, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, даже если победы не всегда достижимы и совершаются ошибки. А еще отличным способами избавиться от синдрома отличника будут: выработка способности посмеяться над собой и доверие к жизни через способность пускать дела на самотек время от времени.

Бороться с синдромом отличника нужно в том случае, когда он мешает жить, строить межличностные отношения, создавать семью или воспитывать детей. Главное, чтобы и в данном случае все делать без фанатизма.

Есть и положительные стороны в синдроме отличницы (комплексе отличника) - его можно использовать для достижения целей. Не чьих-то, а ваших. Когда вы добьетесь того, к чему стремитесь, не оценка и одобрение окружающих должны быть важны для вас, а то, кем вы стали в процессе достижения и какие вершины смогли покорить.

Среди простых людей с их достоинствами и недостатками обитают и такие необычные личности, у которых все идеально. Или, по крайней мере, они к этому стремятся. У таких представителей рода человеческого всегда все разложено по полочкам - и мысли, и вещи в шкафах. Они аккуратны и подтянуты и выполняют свою работу безупречно. Но почему-то далеко не все из них счастливы. Все дело в том, что их идеальность - это результат такого психологического явления, как «синдром отличницы».

Неоднозначное понятие

Это понятие - одно из «народных» названий термина патологической формы перфекционизма. Это означает, что для человека, который им страдает, приемлем только абсолютный и идеальный результат любого действия. То есть никаких «авось» и «да, ладно», никаких недоделок, а все структурировано, доведено до совершенства и выполнено «на отлично». И так во всех аспектах жизни. Синдром отличницы у взрослых психология изучает уже давно и с пристрастием. По этому поводу есть много научных исследований и работ, поэтому и осведомленность людей в данном вопросе достаточно высока. Однако, к сожалению, таких «отличников» меньше не становится.

Симптомы

Синдром отличницы может проявляться по-разному, и иногда за него может быть принято элементарное стремление человека сделать что-то хорошо или правильно. Но все же есть «звоночки», на которые стоит обратить внимание, чтобы вовремя оказать помощь и поддержку близкому человеку, ребенку или другу. Кстати, и у детей, и у взрослых симптоматика этого психологического недуга выражается одинаково.

  1. Желание довести все до идеала: все игрушки сложены «под линеечку», в дневнике всегда только «пятерки», на кухне каждая кастрюля доведена до блеска, в салоне автомобиля нет ни пылинки, туфли начищены, цветы всегда политы и т. д. И никаких «почти»! Все должно быть доведено до безупречности.
  2. Человек болезненно реагирует на любую критику. Общественное мнение и оценка за проделанную работу - превыше всего остального в жизни. Любая негативная оценка («двойка» или даже «четверка» за контрольную, выговор строгого начальника, замечание прохожего на улице и т. д.) способна просто повергнуть такую личность в глубочайшую депрессию, вызвать очень сильное психологическое расстройство или как минимум сильно опечалить и испортить настроение очень надолго.
  3. Безумная ревность к похвалам, адресованным другим людям. Перфекционист может легко впасть в истерику только потому, что учитель похвалил сегодня не его одного или премию за успешно выполненный проект дали одновременно нескольким сотрудникам. «Отличник» всегда должен быть только лучшим из лучших.
  4. Самопожертвование - это второе «я» таких людей. Никакие лишения не остановят их на пути к идеалу. Они могут жертвовать собой, своей семьей, интересами, отдыхом, развлечениями, в общем абсолютно всем, ради выполнения какой-либо задачи идеально. Как только цель будет достигнута, они переключаются на следующую, и тогда в ход идут уже новые жертвы.
  5. Постоянное сравнение себя с другими: никто не должен быть лучше, никаких промахов и ошибок, как у других. Если отличник встречает на своем жизненном пути еще более идеального человека, то вероятны два исхода. Либо «безупречный» станет для перфекциониста идеалом, которому стоит следовать, либо такая встреча приведет к глубокой депрессии с серьезными психологическими травмами и последствиями.

Причины появления

Согласно последним исследованиям в области психологии и генетики, синдром отличницы может быть как приобретенным, так и наследственным. С генетикой спорить человечество еще не научилось, а вот понять, что вызывает подобные расстройства психики, вполне под силу каждому.

  1. Неправильно данная в детстве установка, что любовь не безусловна, ее необходимо заслужить, причем только хорошими поступками. И чем лучше и правильней все делать, тем сильнее будут любить. Как часто родители говорят своему чаду: «Если бы ты был отличником, тогда я бы тобой гордилась и тебя любила». Или так: «Не подходи ко мне, не разговаривай со мной, потому что ты сегодня поступила очень плохо» и т. д. Из таких высказываний ребенок устанавливает связь: если поступать хорошо и правильно, то будут любить, а если нет - не будут. Отсюда зарождается и стремление сделать все идеально любой ценой, ведь на кону любовь и признание. К сожалению, такую ошибку могут допустить не только родители, но и учителя, бабушки и дедушки, и даже школьные друзья и одноклассники. А любящие и заботливые мамы и папы просто не смекнут вовремя, что это за явление и как с ним бороться.
  2. Постоянное присутствие в окружении человека одного или нескольких патологических перфекционистов может вызвать так называемое «заражение» как у взрослого, так и у ребенка. Конечно, на физиологическом уровне никакого вируса или бактерии не передается. Но на уровне сознания и подсознания перенимание навыков, черт характера и особенностей поведения другого человека, с которым есть постоянный и близкий контакт, - явление не такое уж и редкое. Как в народе говорят, с кем поведешься, так тебе и надо. Часто родители-перфекционисты воспитывают своего ребенка по своему образу и подобию, и в результате получается еще один человечек с завышенными требованиями к себе и окружающим, с болезненным обостренным чувством неидеальности этого мира и стремлением все довести до безупречности.
  3. Чрезмерная самокритичность тоже может довести до такого состояния. Анализируя свои неудачи и промахи, человек думает, что если бы поступил правильно или сделал что-то лучше, то все сложилось бы по-другому или что-то бы не произошло. Это приводит в дальнейшем к стремлению все сделать лучше, а потом при следующей неудаче еще лучше, и так по нарастающей. Очень часто это встречается у детей, которых сильно ругают за ошибки и неправильные поступки.

Плачевные последствия

Чем же опасен патологический перфекционизм? Синдром отличницы у взрослых женщин и мужчин, а также у детей, проявляется как в психологических проблемах (ограниченный круг общения, частые нервозные состояния, депрессии), так и в физических недугах (нарушение работы сердечной и нервной систем, скачки артериального давления, нервное и физическое истощение организма).

Понимая симптомы, причины и последствия, можно обратиться за помощью к психологу. Если нет такой возможности или желания, то, в принципе, каждый может выработать свой собственный способ борьбы с этим недугом, используя следующие советы.

Как помочь ребенку?

Чтобы у вашего любимого чада не возникло проблем при образовании собственной семьи, а потом и с его же наследниками, необходимо в первую очередь обеспечить ему благоприятные условия для жизни и взросления. И психологический настрой играет в этом плане первостепенную роль.

С самого рождения давать чаду понять, что любовь - понятие безусловное. Даже если в дневнике нарисовалась «двойка» или директор вывал родителей в школу за плохое поведение школьника, мама и папа все равно будут любить. Да, они будут расстроены, последует воспитательная беседа и, возможно, даже они применят какое-то допустимое наказание, но при этом всем сердцем будут вместе со своим ребенком. И никаких физических наказаний, чрезмерных лишений или отчуждения!

Чтобы не взрастить синдром отличницы у ребенка, не стоит «лепить» из него гения или победителя во всех конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Пусть чадо занимается тем, что ему интересно и выполняет задания, которые под силу. Пусть не отличник, не призер по бальным танцам, не победитель конкурса лучших скульптур из пластилина и т. д., но зато свой любимый, родной и психически здоровый!

Если школьник чрезмерное количество времени проводит за учебой, без отдыха и прогулок сидит за книгами, старается быть лучшим учеником на всю школу, то это, конечно же, хорошо. Но, как известно, «много хорошо - тоже не хорошо». Чтобы такой старательный малыш не заработал себе «синдром отличницы» вместе с пятерками, грамотами и медалями, родителям нужно перестать этим умиляться и отвлечь чадо на что-то другое, показать, что в мире есть много чего не идеального, но такого интересного. Например, завести традицию по вечерам вместе выгуливать собаку и болтать о всяком разном, причем использовать не один и тот же маршрут, а каждый раз импровизировать.

Или совершенно неожиданно, несмотря на гору невымытой посуды или несделанной работы, собраться и всей семьей поехать на природу, чтобы поиграть в бадминтон.

Как избавиться от синдрома отличницы у взрослых?

Тут уж, после осознания наличия у себя подобной проблемы, придется постараться собственноручно. Как говорится, - дело рук самих утопающих.

Позволить себе хотя бы некоторую небрежность. Для начала можно сделать прическу, которая не предполагает идеальную укладку. Затем выбрать несколько вещей, которые будут выглядеть не так, как все остальное в гардеробе. Также можно попробовать лечь спать, не вымыв посуду, уйти на работу, не прихватив с собой пакет с мусором, который надо выбросить, повесить полотенца в ванной не на свои места. Сначала будет трудновато, но затем изменение таких мелочей даст понять и почувствовать, что мир не рухнет, если не все в нем будет идеально и безупречно.

Хороший способ, как избавиться от синдрома отличницы, - это позволить кому-либо сделать что-то за себя. Например, разрешить мужу самому сходить в магазин и купить любые продукты, которые он выберет, а не те, которые обозначены в строгом списке. Или позволить коллеге самой довести проект до конца, без ежеминутного контроля и проверки. Конечно, это вызовет целую волну переживаний, но трудно будет только первые несколько раз. Затем сработает все тот же принцип - мир не идеален, но, несмотря на это, он все еще держится, и люди в нем счастливы.

И, наконец, синдром отличницы у взрослых можно побороть, научившись наслаждаться не тем результатом, который будет получен в конце пути, а каждым шагом и моментом. Ведь важен не только, например, восторг заказчика от увиденного результата работы компании, но и каждая минута, проведенная за работой, все улыбки коллег, все приятные воспоминания и яркие мелочи.

Побороть синдром отличницы сложно, но все-таки вполне реально. Главное, не пытаться сделать это «на отлично»!

Характер

28.10.2017

Снежана Иванова

Комплекс отличницы требует к себе внимания. Часто он разрушает личность, способствует тому, что она делается чрезвычайно мнительной, неуверенной в себе.

Комплекс отличницы у взрослых относится к числу таких психологических состояний, которыми достаточно трудно управлять. Такие женщины изначально привыкают требовать от себя слишком много и не позволяют расслабляться . Зачастую получается так, что они всю жизнь стремятся оправдать чужие ожидания и при этом благополучно забывают о собственных потребностях. На себя просто не остается ни времени, ни сил. Данный комплекс требует к себе внимания. Часто он разрушает личность, способствует тому, что она делается чрезвычайно мнительной, неуверенной в себе.

Признаки комплекса отличницы

Комплекс отличницы у представительниц прекрасного пола проявляется определенным образом. Если быть предельно внимательным к своему ближайшему окружению и собственным чувствам, то можно заметить постепенно происходящие изменения. Рассмотрим подробнее признаки синдрома отличницы. Именно они должны насторожить и заставить задуматься.

Перфекционизм

Это отличительная характеристика девушки, которая все и всегда стремится делать правильно. По сути, невозможно никогда не ошибаться, ведь всем людям свойственно несовершенство в той или иной степени. Стремление к перфекционизму только убивает интерес к жизни, потому как всякое познание невозможно без ошибок. Исследовательский дух напрямую зависит от того, насколько человек позволяет себе быть активным в жизни, реализовывать свои способности. Но невозможно преуспеть в каком-то деле, если постоянно подгонять себя, критиковать, вписывать в определенные рамки и схемы. Страх ошибки часто приводит к тому, что личность перестает пытаться узнать что-то новое, открыть для себя дополнительные горизонты. Ведь вряд ли получится победить в ограничивающих условиях. Люди, которые боятся действовать, остаются стоять на месте и никуда не приходят.

Неуверенность в себе

Другой характерный признак наличия синдрома отличницы. Такая девушка постоянно сомневается, не может быстро принять решение. Она, как правило, со всеми советуется по любому поводу, подсознательно пытаясь угодить окружающим. Наличие такого комплекса еще никого не сделало сильным и самодостаточным. Безусловно, личность страдает от невозможности выразить сполна собственные чувства, постоянно их подавляет. Неуверенность в себе создает определенное напряжение в отношениях с собой и окружающими людьми. Стремление всегда и все контролировать не может привести ни к какому существенному развитию. Начинают страдать все сферы жизни, и, прежде всего, эмоциональная связь с окружающими людьми.

Нерешительность

Она проистекает как раз из неуверенности в себе и сильно проявленного максимализма. Женщина, страдающая комплексом отличницы, не может проявить себя в обществе по той причине, что боится оказаться не на высоте. Страх препятствует любым начинаниям, заставляет ее постоянно анализировать собственные поступки. Нерешительность мешает добиваться успеха, реализовывать себя в мире. Чем больше мы зацикливаемся на неудачах, тем сильнее они начинают нас преследовать. Вот почему любая психологическая проблема представляет собой серьезную преграду для достижения желаемого результата.

Зацикленность на проблемах

Если обычного человека постоянно не мучают мысли о возможных трудностях, то стремление все делать идеально накладывает на личность серьезный отпечаток. Возникает сильная зацикленность на проблемах. Причем часто они носят не реальный, а мнимый характер. Девушки постоянно задумываются над тем, какие неприятности их могут ожидать в дальнейшем, прокручивают у себя в голове возможные варианты избавления от всяческих сложностей. Чрезмерная погруженность в переживания тоже является признаком комплекса отличницы. Дополнительные беспокойства возникают из-за невозможности контролировать ситуацию.

Потеря индивидуальности

Из-за постоянных приступов самобичевания происходит такая вещь как утрата жизненных ориентиров. Девушка не понимает, что с ней происходит, так как постоянно пытается подстраиваться под мнение большинства. Потеря индивидуальности происходит постепенно, женщина не замечает этого. Со временем она начинает чувствовать себя невероятно несчастной. Представительница прекрасного пола продолжает жить по чужим правилам, при этом не делая ничего, чтобы изменить свое положение. Индивидуальность – это, пожалуй, самое главное, что есть в каждом человеке. Привычка все делать правильно и погоня за идеалом не дают возможности быть по-настоящему счастливой. Чем более личность зациклена на возникающих трудностей, тем сильнее боится возможных неудач. Со временем индивидуальность стирается, а остается только слепое следование чужим ожиданиям.

Как избавиться от комплекса отличницы

Для того, чтобы преодолеть в себе эту проблему, необходимо действовать. Нельзя просто сидеть сложа руки, надеясь на то, что все как-нибудь изменится само собой. Только совершая решительные шаги, человек на самом деле движется вперед, открывает перед собой новые двери, обнаруживает дополнительные возможности. Приобретенный максимализм не должен становиться причиной отказа от радостей жизни. Как избавиться от комплекса отличницы? Попробуем разобраться.

Здоровое отношение к критике

Для того, чтобы перестать гнаться за совершенством, необходимо выработать в себе подлинное самоуважение. А оно возможно только в том случае, если сформировано здоровое отношение к критике. Если задуматься над этим вопросом, то выяснится, что множество людей остаются недовольными своей жизнью. Они руководствуются определенными соображениями и при этом забывают о собственных глубинных потребностях. Такого ни в коем случае нельзя допускать. Если человек постоянно боится осуждения со стороны окружающих, то он никогда не сможет оставаться довольным самим собой. Постоянно будет казаться, что что-то делается неправильно. Адекватное отношение к критике возможно только тогда, когда личность уверена в себе. Необходимо научиться принимать ошибки как неотъемлемую составляющую успеха. Нет нужды постоянно ругать себя за то, что произошло когда-то давно. Ориентируясь на мнение других людей, мы теряем самих себя, не позволяем себе быть на самом деле счастливыми и самодостаточными.

Расчет времени и сил

Это необходимый критерий достижения успеха. Многие люди по непонятной причине его забывают или даже сознательно игнорируют. Чтобы преодолеть в себе комплекс отличницы, необходимо очень хорошо понимать, сколько времени займет реализация той или иной задачи. Собственные силы тоже нужно рассчитать. Ведь если переоценить реальные возможности, в какой-то момент можно очень сильно разочароваться в жизни. А имея такой печальный опыт, далеко не все захотят преодолевать в себе негативные впечатления. Расчет времени и сил поможет избежать нежелательных последствий , справиться с многочисленными трудностями. Мы всегда должны понимать, к чему хотим стремиться и какие усилия для этого готовы приложить.

Отсутствие страха ошибаться

Это глобальное заблуждение многих людей – они беспокоятся, что не смогут соответствовать чьим-то требованиям. Мало кто понимает, что следует жить своей жизнью, ориентируясь на собственные представления о жизни. Умение ошибаться и принимать собственные неудачи действительно дорогого стоит. Необходимо научиться смотреть в будущее только с надеждой. Именно тогда любые препятствия будут преодолимы. Не нужно бояться ошибок, потому что именно они ведут нас к достижению значимых целей. Если бы каждый человек научился принимать собственные недостатки как нечто совершенно естественное, то люди сделались бы более терпимыми друг к другу. Те, кто принимают решение оставаться самим собой, в результате выигрывают.

Пересмотр убеждений

У каждого человека имеются свои представления о жизни. Индивидуальные предпочтения, желания и стремления составляют внутреннюю жизнь личности. Если девушка страдает излишней напряженностью и нерешительностью, ей необходимо поменять свои взгляды. Следует понять, что именно они и препятствуют достижению счастья. Такая личность просто не может достичь состояния целостности. Нужно понять, что окружающие люди тоже не идеальны. Нет никакого смысла постоянно винить себя в том, что не получается соответствовать какому-то придуманному идеалу. Ведь каждый человек индивидуален. Пересмотр убеждений позволяет избавиться от привычки все контролировать. Когда мы принимаем на себя ответственность за происходящее, то действительно получаем возможность изменить свою жизнь. Нужно сознательно работать над собой, стараться не зацикливаться на неудачах. Умение мыслить позитивно на самом деле влияет на сознание личности, расширяет границы реальных возможностей.

Принятие ответственности

Подлинная ответственность личности заключается в том, чтобы работать над своим характером при любых обстоятельствах. Люди часто стремятся оправдать собственное бездействие теми или иными неблагоприятными условиями. На самом же деле они просто хотят убежать от неприглядной правды, которая заставляет их сомневаться в себе, испытывать угрызения совести и чувство стыда. Подлинная ответственность заключается в поступках и действиях, которые ведут к развитию.

Таким образом, комплекс отличницы – это состояние, с которым необходимо стремиться работать. Важно не просто хотеть преодолеть его, а знать, к чему идти, какие задачи перед собой ставить.