Набор методик для динамической диагностики развития дошкольников. Методика определения силы воли Инструкция по проведению тестирования

Исследование проблем восприятия имеет большое значение для практической психологии, в том числе в работе с дошкольниками. В этом возрасте ребёнок ежедневно сталкивается с необходимостью усваивать потоки разнообразной информации, адаптируясь к миру. Именно на этой стадии важно выявить, какие возможные проблемы восприятия могут помешать развитию. В этом психологу поможет методика Р. С. Немова, где малыш на скорость будет искать предметы, спрятанные в рисунках-путаницах, цель которой - диагностировать проблемы интеллекта, чтобы затем провести их коррекцию в индивидуальной работе.

В чём цель методики

Существует множество методик диагностики мыслительных процессов детей. Для исследования особенностей зрительного восприятия дошкольников часто используют методику «Какие предметы спрятаны в рисунках?», автор которой, Роберт Семёнович Немов - признанный авторитет в области психологии детства, действительный член Академии педагогических и социальных наук, специалист по проблемам психологии личности.

Им написан учебник «Психология» для педагогических учебных заведений, где приведён ряд методик диагностики восприятия у дошкольников и среди них рассматриваемый нами. Цель теста - проверка способностей ребёнка к восприятию, формированию и различению визуальных образов, умению делать выводы из ситуации и выражать их своими словами .

Тест предназначен для детей пяти-шести лет.

Организация исследования: доброжелательность и доверие

Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т. е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики.

Немов Р. С.

Психология. Психодиагностика. кн.3

Тестирование выполняется индивидуально. Испытуемый отвечает на вопросы устно. Задача специалиста, проводящего исследование, зафиксировать, какое время его подопечный затратил на ответ. При этом важно, чтобы ребёнок во время тестирования был спокоен, настроен на взаимодействие с психологом и доверял ему . Нервозность, страх, неуверенность повлияют на результат тестирования не лучшим образом и сведут на нет его объективность.

Перед началом теста следует наладить психологический контакт с ребёнком, заинтересовать его предстоящей работой . На помощь придёт увлекательная история, например, о детях, которые просили отца привезти им подарки из путешествия и нарисовали эти предметы. Но, поскольку на бумаге места было немного, их рисунки наложились один на другой.

Возможна определённая вариативность или даже совсем другая версия причин этого условного «перемешивания» предметов.

После того как психологический контакт установлен, взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с рисунками и предлагает назвать, что именно на них изображено.

Количество предметов и порядок проведения теста

Естественно, на исполнение тестирования накладывается определённый личностный фактор. Психолог регулирует поведение дошкольника, организовывая взаимодействие с ним наиболее комфортным образом.

Иногда ребёнок торопится и не может найти все те предметы, что вложены внутрь маскирующего предмета на первой карточке, переходит к следующей. Тогда взрослый останавливает его и предлагает снова поработать с прежней картинкой.

В такой ситуации заранее обозначенная «история» служит дополнительным моральным стимулом - например, если малыш не назовёт все предметы, кто-то из детей останется без подарка.

Общее число предметов, «спрятанных» на трёх рисунках, составляет 14 . И чем быстрее ребёнок их найдёт, тем лучше.

Взрослый, проводящий психодиагностику, контролирует время, которое тестируемый затратил на ответ, с помощью секундомера. От того, как быстро получен полный ответ, зависит заключение о том, насколько высок уровень восприятия конкретного ребёнка.

Рисунки для тестирования: вариант автора

В третьей главе «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста» своей книги «Психология» Р. С. Немов приводит образцы рисунков с наложенными друг на друга контурами предметов. Другие рисунки в тесте не применяются.

Подведение итогов по нахождению спрятанных в рисунках предметов

При подведении итогов тестирования оценка производится в баллах исходя из результатов, показанных дошкольником. Результаты теста дают основание проводить коррекцию зрительного внимания, развитие сосредоточенности и быстроты реакции малыша, но они ни в коем случае не должны служить поводом для тревоги или скоропалительных выводов об умственных способностях дошкольника.

Баллы и уровни

  • 10 баллов - малыш называет 14 искомых предметов, контуры которых присутствуют на всех трёх рисунках, меньше чем 20 сек.
  • 8–9 баллов - названы предметы за время от 21 до 30 сек.
  • 6–7 баллов - найдено и названо искомое за время от 31 до 40 сек.
  • 4–5 баллов - испытуемый исполнил требуемое за период от 41 до 50 сек.
  • 2–3 балла - дошкольник смог справиться с задачей за промежуток времени от 51 до 60 сек.
  • 0–1 балл - ребёнку так и не удалось выполнить указанное задание.

Подсчитав то время, которое ребёнок потратил на исполнение тестового задания, делают вывод, определяя условный уровень восприятия им визуальных образов:

  • 10 баллов - очень высокий;
  • 8–9 баллов - высокий;
  • 4–7 баллов - средний;
  • 2–3 балла - низкий;
  • 0–1 балл - очень низкий.

Какая коррекционная работа проводится после

Если ребёнок набрал от 4 до 8 баллов, с ним имеет смысл провести ряд занятий с целью развития его умения концентрировать своё внимание и активизации образного восприятия, такие, как чтение вслух, рассматривание и обсуждение иллюстраций к любимому произведению, беседы о прочитанном, придумывание рассказа по рисунку и т. д.

Если результаты диагностики ниже 4 баллов, стоит обратить внимание на способность малыша концентрироваться и выделять главное из увиденного.

Тут на помощь придут упражнения на развитие памяти и внимания («Чего не стало?», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что перепутал художник?»).

Практика показывает, что здоровые дети в возрасте четырёх - шести лет справляются с тестом на пять-семь баллов и выше. Беспокоиться следует в том случае, если дети по результатам не одного, а пяти и более тестов дают устойчивый нулевой результат. Если малыш отказывается от исследования, предложенного в форме игры, это служит сигналом проблем в коммуникативной сфере.

В то же время сам по себе подобный тест вовсе не универсален, и неудача в выполнении задания не свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы с восприятием. Стоит повторить попытку при других обстоятельствах, когда он настроен на игру-тестирование и при отсутствии психотравмирующих факторов.

Важно учитывать возраст

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на возраст испытуемого. Например, ребёнок пяти лет получает 10 баллов, и его умственное развитие оценивается весьма высоко. Если в рамках указанного тестового исследования ребёнок такого же возраста получает только 2–3 балла, предполагается вывод, что развитие соответствует низкому уровню.

При этом, если в итоге тестирования по Немову аналогичные 2–3 балла получит ребёнок трёх–четырёх лет, нельзя заявить, что у него низкий уровень развития. Он будет выглядеть таковым лишь в сравнении с детьми пяти-шести лет и уровень этого ребёнка может считаться средним.

Аналогичным образом можно оценить и иные показатели, взяв их в сравнении. Для ребёнка шести лет показатели в 6–7 баллов можно считать невысокой оценкой, но те же баллы для ребёнка трёх–четырёхлетнего означают высокий уровень развития по сравнению со старшими сверстниками.

В случае диагностики детей иного возраста, для объективности, в заключении следует обозначать соответствующее сравнение. Например, дополнение: «…по сравнению с детьми возраста пяти–шести лет». Эта фраза может быть сформулирована примерно так: «Этот ребёнок по уровню развития (в части восприятия образов) находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми шестилетнего возраста».

В то же время подобная оговорка не требуется, если психологом при использовании этой методики соответствующий возраст был обозначен сразу. Тогда можно указать: «по сравнению с нормой».

В любом случае стоит помнить, что каждый дошкольник - яркая, удивительная индивидуальность, которую трудно удержать в рамках строгих правил и стандартов. А тесты нужны для того, чтобы выявить её сильные стороны, лучшие качества и развивать их, одновременно корректируя и сглаживая «подводные камешки», без которых не обходится становление полноценной личности.

Итоги тестирования по методике Р.С. Немова становятся поводом для начала серьёзной индивидуальной работы с каждым ребёнком. При этом не стоит драматизировать ситуацию в случае условно «недостаточных» результатов. Ведь психика детей весьма подвижна, и сегодняшний «провал» может быть вызван сиюминутным эмоциональным всплеском, неизбежно накладывающимся на восприятие. Нужно набраться терпения, провести индивидуальные занятия и через некоторое время просто повторить тест в максимально благоприятной для ребёнка обстановке.

Инструкция:

Варианты ответов: «все» - 6 баллов; «почти все» - 5 баллов; «большинство» - 4 балла; «половина» - 3 балла; «меньшинство» - 2 балла; «почти никто» - 1 балл; «никто» - 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.

Опросный лист

Суждения

Оценка

Свои слова подтверждают делом

Осуждают проявления индивидуализма

Имеют сходные убеждения

Радуются успехам друг друга

Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений

Умело взаимодействуют друг с другом

Знают задачи, стоящие перед коллективом

Требовательны друг к другу

Все вопросы решают сообща

Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом

Доверяют друг другу

Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений

Бесконфликтно распределяют обязанности между собой

Знают итоги работы коллектива

Никогда и ни в чем не ошибаются

Объективно оценивают свои успехи и неудачи

Личные интересы подчиняют интересам коллектива

Одному и тому же посвящают свой досуг

Защищают друг друга

Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений

Взаимно дополняют друг друга в работе

Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива

Работают над решением задач и проблем с полной отдачей

Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива

Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей

Помогают друг другу

К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

Знают правила поведения в коллективе

Никогда и ни в чем не сомневаются

Не бросают начатое дело на полпути

Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения

Одинаково оценивают интересы коллектива

Искренне огорчаются при неудачах коллег

Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений

Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач

Хорошо знают свои обязанности

Сознательно подчиняются дисциплине

Верят в свой коллектив

Одинаково оценивают неудачи коллектива

Тактично ведут себя в отношении друг друга

Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений

Быстро находят между собой общий язык

Хорошо знают приемы и методы совместной работы

Всегда и во всем правы

Общественные интересы ставят выше личных

Поддерживают полезные для коллектива начинания

Имеют одинаковые представления о нормах нравственности

Доброжелательно относятся друг к другу

Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений

Берут на себя руководство коллективом, если потребуется

Хорошо знают работу товарищей по коллективу

По-хозяйски относятся к имуществу фирмы

Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции

Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности

Уважают друг друга

Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов

Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости

Знают черты характера друг друга

Все умеют делать

Ответственно выполняют любую работу

Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив

Одинаково оценивают правильность распределения поощрений

Поддерживают друг друга в трудные минуты

Радуются успехам новичков и представителей других подразделений

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях

Хорошо знают привычки и склонности друг друга

Активно участвуют в общественной работе

Постоянно заботятся об успехах коллектива

Одинаково оценивают справедливость наказаний

Взаимно относятся друг к другу

Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений

Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности - вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

Показатель

Вопросы

Стремление к сохранению целостности группы

2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69

Сплоченность (единство отношений)

3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70

Контактность (личные взаимоотношения)

4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71

Открытость

4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72

Организованность

4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73

Информированность

4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74

Ответственность

4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68

1Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 56.

2Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 93.

3Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2009.– С. 19.

4Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.38.

5Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – С. 67.

6Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 53.

7Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.58.

8Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 67.

9Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.59.

10Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 114.

11Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 115.

12Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 123.

13Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 129.

14Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 126.

15Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012. – С. 54.

16Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 163.

17Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 166.

18Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 78.

19Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 34.

20 Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.

21Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.81.

22Аксенов С.Л. Менеджмент персонала. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 2008. – С. 144.

23Рязанов В.А. Основы Теории управления: курс лекций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – С. 31.

24Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом // Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. – С. 113.

25Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние сотрудников: оценка и пути формирования. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – С. 49.

26Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 156.

27Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 89.

28 Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.

29Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 159.

30Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С. 164.

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание , в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух - основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 88-90.

Методика 12. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изобра­жений, показанных ему на картинке 13 А, затра­тив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 90-92.


Методика 13. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема крат­ковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребе­нок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как.я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интер­валом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед­ний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дваж­ды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же дли­ны, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном поряд­ке - убывающем (рис. 15 А, Б).

В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полусумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в сред­нем 5-6 цифр.

4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 92-95.

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Рис. 16. .

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 95-96.

Психология. Книга 3 - Психодиагностика - Немов Р.С - 2001


СОДЕРЖАНИЕ Кн. 3. Психодиагностика.
Предисловие
Часть I. Психологическая диагностика
Глава 1. Введение в психодиагностику
Общее представление о психодиагностике
Из истории психодиагностики
Профессионально-этические аспекты психодиагностики
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования
Общая характеристика методов психодиагностики
Методы психодиагностики, их классификация
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям
Тесты и тестирование
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
Методы диагностики восприятия
Методы диагностики внимания
Методы диагностики воображения
Методы диагностики памяти
Методы диагностики мышления
Методы диагностики речи
Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников
Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников
Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов
Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу
Методы диагностики памяти
Методы изучения воображения
Методы психодиагностики мышления младшего школьника
Методы оценки уровня развития речи у младших школьников
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников
Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста
Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте
Методы оценки мышления у подростков и старших школьников
Методы диагностики личности
Методы изучения межличностных отношений
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Психология и психодиагностика взрослых
Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей
Методы изучения личности взрослого человека
Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей
Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология
Понятие об экспериментальной педагогической психологии
Проблемы экспериментальной педагогической психологии
Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований
Типология научных психолого-педагогических исследований
Психолого-педагогический эксперимент
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов
Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента
Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента
Способы табличного и графического представления результатов эксперимента
Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования
Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования
Проведение эксперимента
Анализ результатов эксперимента
Практические рекомендации и программа их внедрения
Словарь основных терминов


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология. Книга 3 - Психодиагностика - Немов Р.С - 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Исследование проблем восприятия имеет большое значение для практической психологии, в том числе в работе с дошкольниками. В этом возрасте ребёнок ежедневно сталкивается с необходимостью усваивать потоки разнообразной информации, адаптируясь к миру. Именно на этой стадии важно выявить, какие возможные проблемы восприятия могут помешать развитию. В этом психологу поможет методика Р. С. Немова, где малыш на скорость будет искать предметы, спрятанные в рисунках-путаницах, цель которой - диагностировать проблемы интеллекта, чтобы затем провести их коррекцию в индивидуальной работе.

В чём цель методики

Существует множество методик диагностики мыслительных процессов детей. Для исследования особенностей зрительного восприятия дошкольников часто используют методику «Какие предметы спрятаны в рисунках?», автор которой, Роберт Семёнович Немов - признанный авторитет в области психологии детства, действительный член Академии педагогических и социальных наук, специалист по проблемам психологии личности.

Им написан учебник «Психология» для педагогических учебных заведений, где приведён ряд методик диагностики восприятия у дошкольников и среди них рассматриваемый нами. Цель теста - проверка способностей ребёнка к восприятию, формированию и различению визуальных образов, умению делать выводы из ситуации и выражать их своими словами .

Тест предназначен для детей пяти-шести лет.

Организация исследования: доброжелательность и доверие

Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т. е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики.

Немов Р. С.

Психология. Психодиагностика. кн.3

Тестирование выполняется индивидуально. Испытуемый отвечает на вопросы устно. Задача специалиста, проводящего исследование, зафиксировать, какое время его подопечный затратил на ответ. При этом важно, чтобы ребёнок во время тестирования был спокоен, настроен на взаимодействие с психологом и доверял ему . Нервозность, страх, неуверенность повлияют на результат тестирования не лучшим образом и сведут на нет его объективность.

Перед началом теста следует наладить психологический контакт с ребёнком, заинтересовать его предстоящей работой . На помощь придёт увлекательная история, например, о детях, которые просили отца привезти им подарки из путешествия и нарисовали эти предметы. Но, поскольку на бумаге места было немного, их рисунки наложились один на другой.

Возможна определённая вариативность или даже совсем другая версия причин этого условного «перемешивания» предметов.

После того как психологический контакт установлен, взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с рисунками и предлагает назвать, что именно на них изображено.

Количество предметов и порядок проведения теста

Естественно, на исполнение тестирования накладывается определённый личностный фактор. Психолог регулирует поведение дошкольника, организовывая взаимодействие с ним наиболее комфортным образом.

Иногда ребёнок торопится и не может найти все те предметы, что вложены внутрь маскирующего предмета на первой карточке, переходит к следующей. Тогда взрослый останавливает его и предлагает снова поработать с прежней картинкой.

В такой ситуации заранее обозначенная «история» служит дополнительным моральным стимулом - например, если малыш не назовёт все предметы, кто-то из детей останется без подарка.

Общее число предметов, «спрятанных» на трёх рисунках, составляет 14 . И чем быстрее ребёнок их найдёт, тем лучше.

Взрослый, проводящий психодиагностику, контролирует время, которое тестируемый затратил на ответ, с помощью секундомера. От того, как быстро получен полный ответ, зависит заключение о том, насколько высок уровень восприятия конкретного ребёнка.

Рисунки для тестирования: вариант автора

В третьей главе «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста» своей книги «Психология» Р. С. Немов приводит образцы рисунков с наложенными друг на друга контурами предметов. Другие рисунки в тесте не применяются.

Подведение итогов по нахождению спрятанных в рисунках предметов

При подведении итогов тестирования оценка производится в баллах исходя из результатов, показанных дошкольником. Результаты теста дают основание проводить коррекцию зрительного внимания, развитие сосредоточенности и быстроты реакции малыша, но они ни в коем случае не должны служить поводом для тревоги или скоропалительных выводов об умственных способностях дошкольника.

Баллы и уровни

  • 10 баллов - малыш называет 14 искомых предметов, контуры которых присутствуют на всех трёх рисунках, меньше чем 20 сек.
  • 8–9 баллов - названы предметы за время от 21 до 30 сек.
  • 6–7 баллов - найдено и названо искомое за время от 31 до 40 сек.
  • 4–5 баллов - испытуемый исполнил требуемое за период от 41 до 50 сек.
  • 2–3 балла - дошкольник смог справиться с задачей за промежуток времени от 51 до 60 сек.
  • 0–1 балл - ребёнку так и не удалось выполнить указанное задание.

Подсчитав то время, которое ребёнок потратил на исполнение тестового задания, делают вывод, определяя условный уровень восприятия им визуальных образов:

  • 10 баллов - очень высокий;
  • 8–9 баллов - высокий;
  • 4–7 баллов - средний;
  • 2–3 балла - низкий;
  • 0–1 балл - очень низкий.

Какая коррекционная работа проводится после

Если ребёнок набрал от 4 до 8 баллов, с ним имеет смысл провести ряд занятий с целью развития его умения концентрировать своё внимание и активизации образного восприятия, такие, как чтение вслух, рассматривание и обсуждение иллюстраций к любимому произведению, беседы о прочитанном, придумывание рассказа по рисунку и т. д.

Если результаты диагностики ниже 4 баллов, стоит обратить внимание на способность малыша концентрироваться и выделять главное из увиденного.

Тут на помощь придут упражнения на развитие памяти и внимания («Чего не стало?», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что перепутал художник?»).

Практика показывает, что здоровые дети в возрасте четырёх - шести лет справляются с тестом на пять-семь баллов и выше. Беспокоиться следует в том случае, если дети по результатам не одного, а пяти и более тестов дают устойчивый нулевой результат. Если малыш отказывается от исследования, предложенного в форме игры, это служит сигналом проблем в коммуникативной сфере.

В то же время сам по себе подобный тест вовсе не универсален, и неудача в выполнении задания не свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы с восприятием. Стоит повторить попытку при других обстоятельствах, когда он настроен на игру-тестирование и при отсутствии психотравмирующих факторов.

Важно учитывать возраст

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на возраст испытуемого. Например, ребёнок пяти лет получает 10 баллов, и его умственное развитие оценивается весьма высоко. Если в рамках указанного тестового исследования ребёнок такого же возраста получает только 2–3 балла, предполагается вывод, что развитие соответствует низкому уровню.

При этом, если в итоге тестирования по Немову аналогичные 2–3 балла получит ребёнок трёх–четырёх лет, нельзя заявить, что у него низкий уровень развития. Он будет выглядеть таковым лишь в сравнении с детьми пяти-шести лет и уровень этого ребёнка может считаться средним.

Аналогичным образом можно оценить и иные показатели, взяв их в сравнении. Для ребёнка шести лет показатели в 6–7 баллов можно считать невысокой оценкой, но те же баллы для ребёнка трёх–четырёхлетнего означают высокий уровень развития по сравнению со старшими сверстниками.

В случае диагностики детей иного возраста, для объективности, в заключении следует обозначать соответствующее сравнение. Например, дополнение: «…по сравнению с детьми возраста пяти–шести лет». Эта фраза может быть сформулирована примерно так: «Этот ребёнок по уровню развития (в части восприятия образов) находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми шестилетнего возраста».

В то же время подобная оговорка не требуется, если психологом при использовании этой методики соответствующий возраст был обозначен сразу. Тогда можно указать: «по сравнению с нормой».

В любом случае стоит помнить, что каждый дошкольник - яркая, удивительная индивидуальность, которую трудно удержать в рамках строгих правил и стандартов. А тесты нужны для того, чтобы выявить её сильные стороны, лучшие качества и развивать их, одновременно корректируя и сглаживая «подводные камешки», без которых не обходится становление полноценной личности.

Итоги тестирования по методике Р.С. Немова становятся поводом для начала серьёзной индивидуальной работы с каждым ребёнком. При этом не стоит драматизировать ситуацию в случае условно «недостаточных» результатов. Ведь психика детей весьма подвижна, и сегодняшний «провал» может быть вызван сиюминутным эмоциональным всплеском, неизбежно накладывающимся на восприятие. Нужно набраться терпения, провести индивидуальные занятия и через некоторое время просто повторить тест в максимально благоприятной для ребёнка обстановке.