Важные нюансы и правила игры. Пионербол

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

При изучении в рамках школьной программы спортивной игры “Волейбол”, пожалуй, наибольшую сложность вызывает обучение игре с полной игровой фразой (подача – приём – передача мяча – нападающий удар или другое атакующее действие – блокирование). Причин бывает достаточно много: недостаток учебно-тренировочного времени, материального оборудования, неправильно построенный учебно-тренировочный процесс. Это зачастую приводит к тому, что у обучающихся не закрепляются на должном уровне технико-тактические приёмы (в первую очередь, приём мяча с точной доводкой до связующего игрока и вторая передача).

Даже уверенное владение приёмом и передачей мяча, освоенность которых, контролируется чаще всего за счёт индивидуальных тестовых упражнений, не даёт гарантий, что они будут уверенно применяться в игровых ситуациях. Обучение приёму мяча после подачи с точной передачей в зону связующего игрока – процесс достаточно длительный и трудоёмкий. Принимающим необходимо научиться правильно и быстро выходить на приём мяча, “гасить” скорость мяча после подачи (нападающего удара), учитывать расположение игрока, которому передаётся мяч, по отношению к сетке. Несоблюдение этих условий приводит к тому, что мяч или проигрывается сразу, или перебрасывается на противоположную сторону без атакующих действий. Чаще всего это приводит к неуверенности, спешке, стремлению перебросить мяч на противоположную сторону без “розыгрыша мяча”. Для решения этой задачи необходимо чаще использовать совершенствование приобретённых умений и навыков в игровых ситуациях.

Для большей эффективности подводящие игры и упражнения должны применяться поэтапно, от простых к сложным, вплоть до их уверенного освоения. При обучении волейболу есть возможность дифференцированного подхода даже в подводящих играх и играх с заданиями. Это обусловлено тем, что команды разделены сеткой и играют на своих площадках. Появляется возможность проведения подводящих игр разного уровня подготовленности для каждой команды. Допустим, одна команда играет по правилам игры “Пионербол в три касания”, а более подготовленная – “Пионербол с волейбольной атакой”.

Общеизвестная подводящая игра “Пионербол” позволяет научиться правильно выходить на переходящий мяч. После уверенного освоения игры, можно вносить в неё простейшие дополнительные элементы волейбола. По мере освоения включаются более сложные элементы и связки элементов волейбола. Наибольшую сложность при обучении вызывает качественный и точный приём мяча, особенно, после сильной подачи или нападающего удара. Естественно подводящие игры, которые закрепляют и совершенствуют приём мяча, необходимо использовать на более поздних этапах обучения и в облегчённых условиях (например, вводить мяч в игру передачей сверху). Желательно чаще применять игры и упражнения, дополнительным условием в которых является волейбольная сетка и волейбольная разметка для воспитания пространственного восприятия этих частей волейбольной площадки.

Подводящие игры и упражнения предложены в той последовательности обучения, которая предусматривает основные принципы обучения.

1.Игра “Пионербол”. Мяч вводится в игру броском мяча в площадку соперника через сетку. После ловли мяча принимающая команда максимально может выполнить не более двух передач между игроками. Мяч на противоположную сторону отправляется броском. Игрокам разрешается перемещаться с мячом в руках не более двух шагов. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 5-6-х классах мяч в игру можно вводить волейбольной подачей. Использование игры целесообразно в 3-6-х классах.

2.Игра “Пионербол в три касания”. Мяч вводится в игру броском мяча в площадку соперника через сетку. После ловли мяча принимающая команда максимально может выполнить не более двух передач между игроками. Мяч на противоположную сторону отправляется броском c с обязательной первой передачей в зону 3 и второй передачей в зоны 4 и 2. Игрокам разрешается перемещаться с мячом в руках не более двух шагов. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 5-7-х классах мяч в игру можно вводить волейбольной подачей. В 6-7-х классах можно добавить в условие игры бросок на противоположную сторону после остановки прыжком двумя руками сверху с его возможным блокированием. Использование игры целесообразно в 4-7-х классах.

3.Игра “Пионербол с атакующей передачей”. Мяч вводится в игру или верхней волейбольной передачей, или волейбольной подачей. После ловли мяча принимающая команда в три касания с обязательной первой передачей (броском) или волейбольной передачей сверху отправляет его в зону 3. Из 3 зоны мяч набрасывается в зону 4 (2) , и волейбольной верхней (нижней) передачей на площадку соперника через сетку. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 7-8-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Использование игры целесообразно в 5-8-х классах.

4.Игра “Пионербол с волейбольной атакой”. Мяч вводится в игру или верхней волейбольной передачей, или волейбольной подачей. После ловли мяча принимающая команда с обязательной волейбольной передачей сверху отправляет его в зону 3. Из 3 зоны пойманный мяч волейбольной передачей сверху отправляется в зону 4 (2) , и волейбольной верхней (нижней) передачей на площадку соперника через сетку. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 8-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Использование игры целесообразно в 6-8-х классах.

5. Игровое упражнение “Первая передача”. Команда из двух игроков выполняет передачи сверху и снизу между собой. Один из игроков находится в непосредственной близости от сетки (не более 1 метра), находясь к ней спиной. Необходимо выполнять наибольшее время передачи между собой без технических ошибок. Игрок, который находится у сетки, не имеет права её касаться. Игра направлена на закрепление и совершенствование навыка первой передачи (приёма) мяча на связующего игрока. Можно изменить упражнение: в 6-7-х классах игрок у сетки ловит мяч и выполняет бросок двумя руками сверху своему партнёру на приём снизу, в 8-11-х классах игрок у сетки выполняет многократные нападающие удары в своего партнёра. Использование упражнения целесообразно в 6-11-х классах.

6. Игра “Волейбол с ловлей мяча”. Мяч вводится в игру или передачей сверху, или подачей. Переходящий мяч ловиться игроками принимающей команды. Затем двумя передачами сверху через игрока зоны 3 мяч доставляется игрокам зон 2 или 4, откуда передачей сверху (снизу) отправляется через сетку на противоположную сторону. Допускается первую передачу выполнять в зону 2 (4) со второй передачей в зону 3. В 8-9-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом. Использование игры целесообразно в 6-9-х классах.

7.Игра “Пионербол с волейбольным приёмом” Мяч вводится в игру верхней волейбольной передачей. Принимающая команда нижней (верхней) волейбольной передачей отправляет его в зону 3 (2,4), с ловлей мяча игроком этой зоны. Из 3 (2,4) зоны мяч волейбольной передачей сверху отправляется в зону 4 (3,2) , и волейбольной верхней (нижней) передачей на площадку соперника через сетку. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 8-9-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом, ввод в игру волейбольной подачей. Использование игры целесообразно в 6-9-х классах.

8.Игра “Через сетку вчетвером”. Команда из четырёх игроков, выполняя волейбольные передачи между собой и через сетку должна наибольшее время выполнять передачи без ошибок. С каждой стороны находятся по 2 игрока (один из них в роли связующего игрока). С каждой стороны мяч должен разыгрываться на 3 касания с дальнейшим перебросом мяча на противоположную сторону. Использование упражнения целесообразно в 7-11-х классах.

9.Игра “Ввод мяча через розыгрыш”. Мяч вводится в игру после розыгрыша мяча между игроками зоны 4 (2) и зоны 3. Затем игра продолжается без ограничений по правилам волейбола. В усложненных вариантах игры в розыгрышах принимают участие по три игрока: 5 (1), 3 и 4 (2); 6, 3 и 4 (2); 2 (4), 3 и 4 (2) ; 1 (5), 3 и 4 (2); 6, 2 (4) и 3 и т.д. Расстановка игроков команды и переходы осуществляются по правилам волейбола. В 8-11-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом, в 9–11-х классах одиночное и групповое блокирование. Использование игры целесообразно в 7-11-х классах.

10.Игра “Розыгрыш после переброса”. После ввода в игру передачей сверху, принимающая команда должна переправить мяч на противоположную сторону после розыгрыша мяча (в три касания). Затем игра продолжается без ограничений по правилам волейбола. В 8-11-х классах можно добавить в условие игры возможность замены атакующей передачи передачей сверху в прыжке или нападающим ударом, в 9-11-х классах одиночное и групповое блокирование. Использование игры целесообразно в 7-11-х классах.

Использованная литература:

1.Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол. – М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. – 56 с. (Библиотечка тренера).

Г(О)БОУ ДОД

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ЦЕНТР (СПОРТА И ТУРИЗМА)

ПРАВИЛА ИГРЫ В ПИОНЕРБОЛ

в практике работы с воспитанниками

font-size:14.0pt">Липецк - 2014

Печатается по решению Методического совета Г(О)БОУ ДОД Детского оздоровительно-образовательного центра (спорта и туризма)

Методическое пособие для учителей, педагогов ФК, АФК и ПДО

Правила игры в пионербол в практике работы с воспитанниками

специальных (коррекционных) образовательных учреждений

2014 – 20 с.

Составитель:

, методист по адаптивной физической культуре Г(О)БОУ ДОД Детского оздоровительно-образовательного центра (спорта и туризма)

, учитель физической культуры ОАУ С(К)О школы-интерната III - IV вида г. Липецка

Ответственный за выпуск:

© Г(О)БОУ ДОД Детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма), 2014

Пояснительная записка

Методическое пособие раскрывает правила и особенности игры в пионербол в практике работы с воспитанниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Спортивные игры, как и подвижные (малоподвижные), такие как пионербол, являются наиболее эффективным средством коррекции, компенсации и социальной реабилитации нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участие в этих играх развивает и укрепляет нравственные и личностные качества, волю, настойчивость, активность, инициативу, воспитывает чувства коллективизма , дружбы, ответственность за каждый поступок, умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели, учит детей пониманию сущности коллективной игры с мячом, способствует запоминанию цели и правил.

Пособие предназначено для учителей и инструкторов по физической культуре, педагогов дополнительного образования .

Введение

Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлет ворение естественной потребности в общении, эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми, возможность про явления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи , одобрение действий, уважение и призна ние в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью как под вижной игры, так и спортивной, особенно для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) .

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий. Ограничение или отсутствие двигательной активности приводит к гиподинамии со всеми ее отрицательными последствиями для организма ребенка: снижению естественной потребности в движении, низкому уровню затрат на мышечную деятельность, функциональному расстройству всех систем организма, атрофическим изменениям опорно-двигательного аппарата, деформации позвоночника и стоп, снижению жизненно важных физических качеств.

Как правило, эти дети в силу снижения дви гательной активности испытывают дефицит общения, что по- разному сказывается на психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей ос воения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У де тей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преоблада ют черты психики, характеризующиеся неумением подчинить ся требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможен ностыо поведения и т. п.

При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ, независимо от степени и глубины патологических нарушений, при грамотной организации занятий подвижными и спортивными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии.

Элемент соревнования, высокого эмоционального напряжения, значительно большая возможность самоанализа, характера недостаточности или полноты проделываемых движений, возможность волевой коррекции этой недостаточности повышают эффективность работы над освоением ряда движений во время спортивной игры.

Важное место в системе физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья занимают действия с мячом. Упражнения с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Пионербол - игровой вид спорта с мячом, схожий по правилам с волейболом. Игра зародилась в СССР в 30-х годах 20-го века.

Игра в пионербол предполагает решение следующих задач:

Обучение детей владеть мячом на достаточно высоком уровне;

Освоение техники игры в пионербол (волейбол);

Способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

Развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры;

Формирование простейших технико-тактические действий с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование;

Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом;

Обучение детей пониманию сущности коллективной игры с мячом, цели и правил;

Воспитание умения подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;

Воспитание умения играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ

Пионербол – спортивная игра с мячом, в которую играют две команды, из шести человек каждая, на волейбольной площадке, разделенной сеткой. Мяч для пионербола используется также волейбольный.

Цель игры для каждой команды – перевести (перебросить) мяч через сетку, чтобы он коснулся площадки на стороне соперника и не допустить падения мяча на площадку на своей стороне.

Мяч вводится в игру подающим игроком (игроком №1). Игрок подает мяч броском одной руки, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника.

Команда имеет право на три касания, чтобы вернуть его на сторону соперника. Игрок не может касаться мяча два раза подряд (исключение: после блока) - игроку необходимо четко поймать мяч. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока мяч не коснется площадки, уйдет за пределы площадки или команда совершит ошибку. В пионерболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш - очко»). Когда «принимающая» команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

В пионерболе игра проводится из 3 - х партий. При счете партий 1:1 играется третья, решающая партия.

Все партии играются до 15 очков. Команда, которая первой набирает 15 очков (при разнице в 2 очка) выигрывает партию. При счете 14:14 игра продолжается до тех пор, пока счет не достигнет разницы в 2 очка. Здесь нет ограничения счета. Команда, которая выигрывает две партии, выигрывает весь матч.

1. СООРУЖЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ

1.1 Игровое поле

Игровое поле включает игровую площадку. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

1.2 Линии на площадке
1.2.1 Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий.
1.2.2 Ограничительные линии
Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.
1.2.3 Средняя линия
Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9х9 м каждая. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до середины другой.
1.2.4 Линия атаки
На каждой площадке линия атаки наносится в 3-х метрах сзади от средней линии.
1.3 Зоны и места
1.3.1 Передняя зона
На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии атаки, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону).
1.3.2 Зона подачи
Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.
Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.
1.3.3 Зона замены
Зона замены - это часть свободной зоны, ограниченная продолжением обоих линий атаки до столика секретаря.
2. СЕТКА И СТОЙКИ
2.1 Высота сетки

2.1.1 Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 200 – 224 см.

2.2 Структура

Сетка шириной 1 метр и длиной 9,5 метров состоит из черных ячеек в форме квадрата со стороной 10 см.

Верхний край сетки обшивается горизонтальной лентой шириной 5 см (сложенная вдвое белая парусина, прошитая по всей длине). На концах ленты имеются отверстия, через которые пропущен шнур, привязывающий ленту к стойкам для ее натяжения.

Внутри ленты находится гибкий трос для крепления сетки к стойкам и натяжения.

Внизу сетки (без горизонтальной ленты) находится шнур, пропущенный через ячейки, для крепления ее к стойкам и натяжения.

2.3 Ограничительные ленты

Две белые ограничительные ленты, прикрепляются вертикально к сетке и располагаются прямо над каждой боковой линией. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки.

2.4 Антенны

Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, сделанный из стекловолокна или подобного ему материала.

Две антенны прикрепляются с внешнего края ограничительных лент и расположены на противоположных сторонах сетки.

Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см, предпочтительно красного и белого.

Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам плоскость перехода.

2.5 Стойки
2.5.1 Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 0,5-1,0 м за боковыми линиями. Высота стоек 2,55 м, и желательно, чтобы они были регулируемыми.
3. МЯЧИ

Мяч должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала.

Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным.

Его окружность 65-67 см и вес 260-280 г.

4. ИГРОВОЙ ФОРМАТ

4.1 Набор очка, выигрыш партии и матча

Набор очков

4.1.1 Очко

Команда набирает очко:

4.1.2 При успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника;

4.1.3 Когда команда соперника совершает ошибку;

4.1.2 Ошибка

Всякий раз, когда команда совершает ошибку, судьи фиксируют ее и определяют наказания в соответствии с настоящими Правилами:

4.1.2.1 Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.

4.1.2.2 Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.

4.1.3 Последствия выигрыша розыгрыша мяча

Розыгрышем мяча являются игровые действия c момента броска при подаче до того, как мяч выйдет из игры.

4.1.3.1 Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать;

4.1.3.2 Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

4.2 Выигрыш партии

4.2.1 Партия выигрывается командой, которая первой набирает 15 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 14-14, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (16-14, 17-15, ...).

4.3 Выигрыш матча

4.3.1 Победителем матча является команда, которая выигрывает две партии.

4.3.2 При счете партий 1-1, решающая (третья) играется партия до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. Перед началом третьей партии производится очередной розыгрыш между капитанами команд (подача или площадка). При наборе одной из команд 8 очков, то производится смена сторон (команды меняются полями (игроки предварительно запоминают места, на которых они находились до сигнала о смене площадок). Подачу осуществляет тот же игрок, что и раньше.

5. СТРУКТУРА ИГРЫ
5.1 Жеребьевка

Перед матчем судья проводит жеребьевку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. Перед решающей партией должна быть проведена новая жеребьевка.

5.1.1 Жеребьевка происходит в присутствии двух капитанов команд.
5.1.2 Победитель жеребьевки выбирает любое из двух:

5.1.2.1 Право подавать или принимать подачу

или

5.1.2.2 Сторону площадки.

Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.

5.2 Расстановка команды

5.2.1 В игре всегда должны участвовать по шесть игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

5.3 Позиции игроков

В момент броска мяча подающим, игроки каждой команды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).

5.3.1 Позиции игроков пронумерованы следующим образом:

5.3.1.1 Три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый);

5.3.1.2 Другие три игрока являются игроками задней линии и занимают позиции 5 (задний-левый), 6 (задний-центральный) и 1 (задний-правый).

5.3.2 Соответствующие позиции между игроками

5.3.2.1 Каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

5.4 Переход

5.4.1 Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется всю партию.

5.4.2 Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т. д.

6. ИГРА МЯЧОМ

Каждая команда должна играть в пределах ее собственного игрового поля и пространства.

6.1 Удары (касания) команды

Команде дано право максимум на 3 удара – касания (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3 касаний, команда совершает ошибку «четыре касания».

Касаниями команды считаются не только преднамеренные касания игроков, но, также, неумышленные соприкосновения с мячом.

6.1.1 Последовательные касания

Игрок не может коснуться мяча два раза подряд (исключая блокирование).

6.1.2 Одновременные касания

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно.

6.1.2.1 Когда два (три) партнера касаются мяча одновременно, то это считается как два (три) удара (исключая блокирование). Если они пытаются дотянуться до мяча, но только один из них касается его, то засчитывается один удар. Столкновение игроков не считается ошибкой.

6.1.2.2 Если одновременные соприкосновения двумя соперниками приводят к «захвату», то это является «обоюдной ошибкой») и розыгрыш повторяется.

6.1.3 Удар при поддержке

В пределах игрового поля игроку не разрешается использовать поддержку партнера по команде или любого устройства/предмета для того, чтобы дотянуться до мяча.

6.2 Характеристики касания

6.2.1 Игрок второй линии имеет право на атаку в прыжке, если во время атакующего броска отталкивание (атака в прыжке) произведено без заступа трехметровой линии (правило волейбола).

6.2.2 Игрок, поймавший мяч имеет право сделать один шаг и передать мяч другому своему игроку. Без мяча игрок имеет право перемещать по площадке (возвращаться на свое место обязательно).

6.2.3.Игрок, находящийся на передней линии, имеет право блокировать игрока соперников, который производит атакующий бросок (по всем правилам волейбола).

6.2.4 Касание сетки мячом – не является ошибкой. Касание сетки игроком (любой частью тела, одеждой, волосами) – ошибка.

6.2.5 Мяч может касаться любой части тела, кроме ног (игра ногами – запрещена).

6.3 Ошибки при игре мячом

6.3.1 Четыре касания: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника;

6.3.2 Бросок при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча;

6.3.3 Двойное касание: игрок касается мяча дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

6.3.4 Прыжок с мячом (игрок, получивший мяч, должен перебросить его на сторону соперника или совершить передачу своему игроку).

7. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

Требования к поведению
7.1 Спортивное поведение

7.1.1 Участники должны знать Правила пионербола и соблюдать их.

7.1.2 Участники должны по-спортивному принимать решения судей, без их обсуждения.

В случае сомнения, пояснения могут быть запрошены только через игрового капитана.

7.1.3 Участники должны воздерживаться от действий или поз, имеющих целью повлиять на решения судей или скрыть ошибки, совершенные их командой.

7.2 Честная игра

7.2.1 Участники должны вести себя уважительно и вежливо в духе честной игры, не только по отношению к судьям, но также по отношению к другим официальным лицам, соперникам, партнерам и зрителям.

7.2.2 Общение между членами команды в течение всей игры разрешено.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Жесты судьи.

Жесты судьи

Судьи должны показывать официальными жестами причину их свистка (характер ошибки, зафиксированной свистком, или цель разрешенного перерыва). Жест должен выдерживаться некоторое время и, если он показывается одной рукой, то рука соответствует стороне команды, которая сделала ошибку или запрос.

1. Разрешение на подачу.

Движение рукой, указывающее направление подачи


Школьное время: лето, двор и друзья – именно так всплывают воспоминания о детстве. С ними приходит в память школьная забава — пионербол.

Сегодня обучить ребенка такой командной игре несложно, ведь правила пионербола остались те же. В нее играют как на уроках физкультуры, так и просто с друзьями во дворе.

Свое название игра приобрела от широкой популярности в когда-то распространенных пионерлагерях – сегодня оздоровительных учреждениях для детей.

Чтобы пионербол прошел правильно, необходимо подготовить место действия: площадку с натянутой посредине сеткой. Цель – отбить удары, летящие от соперников за сетку любыми способами.

Рассмотрим кратко правила пионербола для школьников:

  1. В пионерболе участвуют две команды, находящиеся по разные стороны сетки. Одна команда может иметь от 3 до 8 игроков, самое подходящее число участников – 14 человек.
  2. Площадка должна быть просторной и давать возможность ребятам свободно передвигаться по полю.
  3. Если отсутствует волейбольная сетка, то для дворового варианта можно натянуть обычную бельевую веревку, которая станет разделителем между соперниками.
  4. Расстановка игроков происходит по команде капитана – он предварительно планирует, какой участник будет отвечать за переднюю, заднюю и среднюю зону. Пионербол во дворе часто подразумевает произвольную расстановку.
  5. Когда удар летит из-за сетки от соперников, игрок должен отбить его на сторону противника. Повторять одно и то же действие разрешено не более 2 раз.
  6. Если участник не смог отбить удар, при этом допустив касание мяча с телом выше пояса – соперники засчитывают очко.
  7. Осуществлять подачу разрешается одной или двумя руками.
  8. Подобно волейболу, при подаче не разрешается касание сетки, однако при отбивании удара, такой вариант возможен.
  9. Когда одна из команд одержит победу, участники должны поменять свои позиции по направлению часовой стрелки.
  10. Побеждает та команда, которая набрала от 10 до 15 очков, при этом, не имея разницу с соперником меньше, чем на 2 очка.
  11. Право первой подачи выбирается с помощью договоренности или жеребьевки.
  12. Выигранные подряд 2 партии приносят абсолютный выигрыш команде.
  13. После окончания начальной партии соперники меняются местами.

Принципиальных правил у пионербола нет – они могут видоизменяться согласно договоренности противников. Основные положения, описанные выше, считаются базовыми – именно с них начинается пионербол.

Дополнительные правила пионербола

Кроме классического варианта присутствует разновидность пионербола с двумя мячами. Тогда правила немного изменяются: при старте игры каждой команде выдается по мячу.

Со свистком судьи соперники стараются перебросить его за сетку – в поле действия противника. Минусовой балл назначается той команде, у которой оказалось сразу два мяча на площадке.

Если он коснулся игрока или просто ударился о землю – минусовое очко все равно засчитывается. При условии, если мячи столкнулись в полете – судья объявляет о начале новой партии.

Обратите внимание! Ранее присутствовало правило, что подающая команда теряет право подачи, если участники допустили ошибку.

Сейчас данным правилом пользуются не все любители пионербола, поэтому стоит заранее оговорить ситуацию с подачей.

Нередко данную игру используют на уроках физкультуры, в качестве судейства выступает сам учитель. Он подробно объясняет правила ученикам, осуществляет расстановку и оглашает старт.

Чтобы школьники не запутались в правилах, стоит рассмотреть их подробнее:

Подача Касание мяча Блок или удар
Первый игрок выходит за пределы площадки и осуществляет бросок в сторону поля противоположной команды Нельзя касаться игрового элемента два раза подряд Отбивать удар разрешается в воздухе руками, или словив, а после бросив в сторону противников мяч
Не разрешается касания мячом сетки Все участники одного состава имеют право касания на своей стороне не более 3 раз Все броски должны осуществляться над сеткой
Подача проигрывается, если мяч коснулся пола При касании мячом потолка во время игры, ее можно продолжать Игрок, словивший удар, может пасовать его партнеру или самостоятельно перебросить через сетку
У команды отнимают право подачи в случае прикосновения игрока к сетке Если игровой элемент коснулся площадки соперника, команде начисляется балл Участник, держащий в руках мяч, вправе делать по полю не более 3 шагов
Если мяч перелетел границы игрового поля при подаче, команде засчитывается проигрыш Если после подачи мяч не коснулся поля соперника, очки начисляются противнику Тот, кто владеет мячом, не имеет права выполнять прием «свечка»
Игроку не разрешается пересекать среднюю линию Очки засчитаются противникам, если игрок дотронулся до игрового элемента ногами или сеткой Если мяч дотронулся до предметов за пределами поля, состав проигрывает мяч

Упрощенный вариант игры для самых маленьких

Играть в пионербол можно даже детям малого возраста – эта забава подойдет малышам от 5 лет.

Чтобы не запутаться в правилах, для ребят предлагается упрощенный их вариант, который подразумевает такие действия:

  1. Главная задача – перебросить элемент через сетку.
  2. Подача происходит так же, как в волейболе.
  3. Допускается касание мяча земли, кроме того ловить его тоже можно от земли.
  4. Передавать мяч разрешено не более 3 раз другим игрокам своей команды.
  5. Разрешено не отражать удар, а просто ловить его и перебрасывать через сетку.
  6. Участник, словивший мяч имеет право сделать 3 шага, прежде чем осуществить последующие действия.

Играя в пионербол, маленькие дети развивают способность общения в команде. В качестве судьи можно пригласить родителей одного из ребят.

Игра значительно развивает мышцы рук и спины, способствуя пластичности тела.

Важно! Пионербол – подходящее развлечение для девочек во дворе или на физкультуре.

В отличие от волейбола, где необходимо только отбивать удары, данная игра считается более лояльной.

Пионербол способствует улучшению координации, тренирует глаза, развивает боевой командный дух. Обучив ребенка забаве, он будет возвращаться к ней с друзьями постоянно.

Полезное видео

Игра проводится по правилам, максимально приближенным к волейбольным, на стандартной волейбольной площадке размером 9х18м.

На поле играют 6 игроков. Один из игроков является капитаном команды.

Игра состоит из 1 партии до счета 15. При равном счёте игра продолжается до разрыва в два очка.

Подача в пионерболе выполняется броском одной рукой из-за лицевой линии.

Ошибки при подаче: подача двумя руками, заступ подающим игроком лицевой линии, подача в аут или сетку.

Касание мяча сетки при подаче не считается ошибкой

Игра. Каждая команда имеет право на три касания мяча, третьим касанием мяч отправляется на сторону соперника одной или двумя руками с места или нападающим ударом с двух рук. Приём в пионерболе – это ловля мяча, т.е. кратковременная задержка мяча в двух руках. При приёме разрешается мяч прижимать к груди. Пас – передача мяча партнеру броском в руки. Если один из игроков не ловит мяч, но его страхует другой, то мяч можно разыграть до 3-х касаний с правом атаки. Мяч можно играть от сетки, если не использовано правило трех касаний.

При ловле мяча двумя игроками одновременно мяч отправляется на сторону соперника одним из игроков или разыгрывается на третье касание.

Правило 3-х шагов – каждый игрок с мячом в руках может сделать три шага.

Ошибки : двойное касание (игрок перехватывает мяч дважды или перекладывает мяч с руки на руку), прокат, мяч касается пола или падает на пол, использовано более 3х касаний(4 удара), мяч касается игрока ниже пояса, при игре мяча от сетки мяч ловит тот же игрок, мяч отбивается по волейбольному.

Нападающий удар выполняется игроком первой линии (№№ 2,3,4) в прыжке с двух шагов, 3-й – прыжок. Мяч направляется на сторону соперника через сетку с двух рук резко вниз. Игроки второй линии (№№1, 6, 5) также имеют право на атаку через сетку с двух рук, не заступая в прыжке 3-метровую линию.

Не является ошибкой касание мяча сетки, приземление игрока на среднюю линию (НАступать на линию можно, ПЕРЕступать – нельзя), приземление игрока 2-й линии в зоне первой линии.

Ошибки: двойное выпрыгивание на атаку (обман), приземление после атаки с мячом в руках, нападающий игрок касается сетки, заступ средней линии, мяч попал в сетку, т.е. он не перелетел на сторону соперника, нападающий удар выполняет игрок второй линии, вышедший в трехметровую зону первой линии или наступивший перед прыжком на линию, атака с одной руки. Запрещено касаться площадки соперника любой другой частью тела, кроме стопы и кистей.

Блок выполняется как защитное действие при нападающем ударе игроком передней линии. Игрок может переносить кисти и руки по ту сторону сетки при условии, что это действие не мешает игре соперника. Касание мяча на блоке не считается за касание команды. Следовательно, после касания на блоке команда имеет право на три касания для розыгрыша мяча. Первое касание после блока может быть выполнено любым игроком, включая блокирующего. Блокировать подачу соперника запрещается.

Ошибки: блокирующий касается сетки, заступ средней линии, выход мяча после блока в аут, падение мяча на пол, блокирование подачи.

Мяч в зоне сетки. Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой. При переходе через сетку мяч может касаться её. Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если команда не нарушила правила трех касаний (игра от сетки).

Командное развлечение, требующее участия от трех до восьми человек в каждой группе и проводимое в качестве физкультурных занятий в школах, летних лагерях и даже детских садах, - это игра "Пионербол". В учебных заведениях во время уроков используют волейбольный мяч, а площадка ничем не отличается от обычного волейбольного паркета. Единственное отличие - высота сетки искусственно снижена для удобства детей.

Если поиграть захотелось во дворе во время каникул или отдыха, можно расчертить пределы игровой площади палкой, натянуть веревку, а в качестве мяча использовать любой подходящий снаряд из другого вида спорта, вплоть до детского резинового мячика.

Правила игры в пионербол достаточно просты. Сначала жребием определяется команда, подающая первой, затем противники располагаются с двух сторон от сетки, и один из членов группы отправляется в дальний конец площадки. Он старается удачно перекинуть мяч на другую сторону, причем таким образом, чтобы предмет перелетел через сетку. Обороняющиеся игроки должны ловить мячик и перекидывать его в обратную сторону.

Все действия очень напоминают волейбольные правила игры. Пионербол имеет несколько отличий от данного вида спорта. Во-первых, мяч нужно обязательно ловить, а не отбивать. Во-вторых, держа его в руках нельзя делать более трех шагов. В-третьих, во время владения разрешается только одна передача. Главная задача - перекинуть мячик так, чтобы он коснулся площадки противника, соответственно, его не должны поймать руками. За каждое касание пола начисляется победное очко. Всего их нужно набрать 15.

Но это увлекательное занятие имеет не только собственные правила игры. Пионербол ко всему прочему направлен на развитие ребенка как в физическом, так и в умственном плане. Вот несколько важных нюансов, которыми руководствуются педагоги, проводя с детьми такие уроки:

В заключение хочется отметить существование игры "Пионербол" в более сложном варианте, когда на площадке есть два мяча. В этом случае главное отличие от основных правил - не дать мячикам находиться на одной стороне игрового поля одновременно.