Зимние изменения в природе. Какие изменения происходят в природе зимой Что происходит зимой в природе

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

Примеры зимних явления в неживой природе Примеры зимних явления в живой природе
  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

Названия весенних явлений в неживой природе Названия весенних явлений в живой природе
  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природе Летние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара - состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Осенние явления в неживой природе Осенние явления в живой природе
  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда » - атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы - это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.







Назад Вперёд












Назад Вперёд

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.

Задачи урока:

– систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, через работу со схемой;
– формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.

В ходе урока ученики:

Актуализируют:

– представления о характерных изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой природе;
– представления об объектах живой природы: растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей, насекомых, рыб.

Приобретают:

– знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы Красноярского края (своей местности).

Закрепляют:

– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, сострадание к зимующим животным, забота о родной природе.

Необходимое оборудование и материалы:

Оборудование:

– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.

Материалы:

– Презентация “Живая природа зимой” (Презентация 1).
– Электронный тест “Объекты живой и неживой природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов” (Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
– Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А. Плешаков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:

Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)

– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?

– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?

– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся

– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).

– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)

– Молодцы, ребята, справились с заданием.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:

– Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее). (Учебник, с.134 -135)

– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?

– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)

– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)

– Умирают ли лиственные деревья зимой?

– Как определить дерево зимой?

(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).

– Определите деревья. (Слайд 5)

– Как зимуют кустарники и травы?

(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).

– Как вы думаете, почему они не замерзают?

(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).

– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.

– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)

– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?

(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)

Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)

– Ребята, следы какой группы животным вы искали?

– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.

2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.

Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

– Ребята, о каких животных вам рассказали?

– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?

– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).

– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).

– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).

– Как мы можем помочь лесным зверям?

Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

Физическая минутка

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)

3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых

– Какие трудности испытывают рыбы зимой?

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)

– А как насекомые переносят зиму?

(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).

4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)

(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).

– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).

– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:

1 группа “Зимующие птицы”

На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.

2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)

А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.

– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

– Да нет, Чижик, это я радуюсь!

– Нашел время радоваться.

– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:

– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)

Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”

И всё же птицы зимой нередко голодают. Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.

Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

V. Закрепление изученного материала

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Дополнение таблицы.

(Индивидуальная работа по карточкам):

2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)

Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.

VI. Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?

– Как зимуют растения?

– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?

– Чем мы можем помочь животным зимой?

– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).

– Чему вы научились на уроке?

– Какая работа понравилась больше?

– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)

VII. Домашнее задание

– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”

При составлении конспекта урока были использованы ресурсы сети Интернет:

наталья витальевна зашихина
Тематическое планирование наблюдений (к опыту работы Обогащение знаний о сезонных явлениях посредством наблюдений в природе)

Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам , приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

ОСЕНЬ СЕНТЯБРЬ

Задачи наблюдений

1. Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе : понижение температуры воздуха; стало больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое серое; в живой природе : листья меняют окраску, некоторые птицы улетают на юг, потому что исчезают насекомые.

2. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи.

3. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность и желание общаться с природой .

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Гуси, гуси…» , «Воробьи и кошка» , «Зайцы и волк» и др.

Объекты наблюдений

растительность

Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется : береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени : сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме.

Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

животный мир и люди

Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на паутину. Понаблюдать с детьми за паучком . Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух - разносчиков болезней.

Наблюдения за птицами . Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами , как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались : кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Труд в природе .

Уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.

неживая природа

Состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая) .

Наблюдения за солнцем . Обратить внимание, где светит солнышко утром и куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время ут-ренней прогулки, а какие - во время вечерней, сравнить.

Вывод : солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свой-ствах солнечных лучей.

Опыты : Солнце высушивает предметы, Солнце прогревает предметы : Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга.

Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер : качаются ветви деревьев, бегут облака).

Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

Наблюдения за облаками . В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный - быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни.

Наблюдения за дождем . Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь» . Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее - летний или осенний.

Задачи наблюдений

1. Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы : заморозки по ночам, появление инея ). Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья - закрепить понятие «листопад» , - холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг).

2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия.

3. Формировать навык пользования моделями в практической деятельности.

4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Гуси, гуси…» , «Воробьи и кошка» , «Зайцы и волк» и др.

растительность

Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад» , «золотая осень» .

Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой» . Длительное наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется окраска) .

Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются.

Труд : Сбор семян цветов.

Сбор красивых листьев для букета в уголок природы .

животный мир и люди

Обращаем внимание, что на участке все меньше насекомых, исчезли некоторые птицы. По возможности наблюдать за отлетом птиц .

Наблюдаем за поведением оставшихся птиц и насекомых.

Наблюдаем за посадкой , обрезкой деревьев и кустарников, беседуем о необходимости этого труда.

Труд :

Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Изготовление сувениров, игрушек из природного материала .

неживая природа

Продолжать отмечать состояние погоды; наблюдать за солнцем , ветром, небом, осадками. Солнце менее теплое, светит реже; ветер холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое, затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.

Опыты : Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она : теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руке, цвет (светло-ко-ричневый) .

Полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод : изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Задачи наблюдений

1. Продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовиться к зиме, отрастить длинную теплую шерсть травоядным животным, белка- заготовила на зиму пищу, медведь подготовился к спячке; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме - одежда, пища, жилище).

2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.

4. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

Подвижные игры : «У медведя во бору» , «Гуси, гуси…» , «Воробьи и кошка» , «Зайцы и волк» и др.

растительность

Наблюдаем , как растения изменяются с наступлением холодов, как приспосабливаются к размножению.

Труд : Изготовление осенних букетов.

животный мир и люди

Наблюдение : кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью : растения не цветут, у некоторых облетают листья.

Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.

Труд :

Уборка листвы.

неживая природа

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь) . Ветер сдувает с листьев последние листочки.

Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает) . Обсудить с детьми, почему он тает.

Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед) . Закрепить представление, что лед прозрачный. Для этого провести исследовательские действия : в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед.

Наблюдение за инеем . Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.

ЗИМА ДЕКАБРЬ

Задачи наблюдений

1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели).

2. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе .

4. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.

Подвижные игры : «Два мороза» , «Бездомный заяц» , «Метелица» . Зимние забавы

растительность

Обобщать представления о приспособлении растений к зиме (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают) . Трава спрятана под снегом.

Труд : Засыпаем снегом цветник с многолетними растениями.

животный мир и люди

Расширить знания о жизни птиц зимой , об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны, сравнить, что общего и чем отличаются.

Наблюдать за поведением птиц у кормушки, рассматривать следы птиц.

Труд : Развешиваем кормушки. Начинаем подкормку птиц.

неживая природа

Отмечаем характерные явления : холодно, идет снег, солнце светит, но не греет.

Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы) .

Опыты : Знакомить детей со свойствами снега : холодный, рассыпчатый, липкий, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры.

Задачи наблюдений

1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы) . Познакомить с новыми понятиями : «метель» , «вьюга» , «оттепель» .

2. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.

3. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим» .

Подвижные игры : «Два мороза» , «Бездомный заяц» , «Метелица» . Зимние забавы .

растительность

Наблюдаем особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.

Дерево можно отличить по стволу (березу по белому стволу, рябину по наличию кисти с ягодой)

животный мир и люди

Наблюдения за птицами . На каждой прогулке наблюдать за повадками и внешним видом птиц, кто, где любит находиться : вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби - на карнизах жилищ.

Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды : в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомить детей с народной приметой - если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись - это к морозу.

Труд

неживая природа

Наблюдения за снегом . Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи.

В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит.

Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели : липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла - превратилась в сосульку.) Рассмотреть сосульку - твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

Задачи наблюдений

1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели) . Подвести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.

2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает) .

«обобщение» , выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений.

4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов .

Подвижные игры : «Два мороза» , «Бездомный заяц» , «Метелица» . Зимние забавы (лепка фигур и построек из снега, катание с горки, катание на санках) .

растительность

Наблюдаем , как растения переносят наступившие холода (ветки становятся ломкими, под снегом можно обнаружить зеленую траву) .

животный мир и люди

Наблюдаем за поведением оставшихся и зимующих птиц. Формируем желание помогать животным и птицам в зимние холода.

Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением , повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

Труд : Подкормка птиц. Участие в постройке горки, уборки снега с дорожек.

Наблюдения в неживой природе .

Февраль - месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать , как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно.

Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики - это явление называется вьюгой .

Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми, почему так получилось.

Охарактеризовать погоду : снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым» .

Опыты : Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая, вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

Экспериментирование : Изучаем свойство снега (мокрый лепится, сухой сыплется, в тепле превращается в воду) .

ВЕСНА МАРТ

Задачи наблюдений

1. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега) .

2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве) .

4. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений , труда в природе .

Подвижные игры : «Птицы и лиса» , «Лошадки» .

растительность

Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление : теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

Опыты : Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

животный мир и люди

Наблюдения за птицами . Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее : они чувствуют весну.

неживая природа

В ежедневных наблюдениях за погодой отметить , что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня : - «Выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит. Вспоминаем, как было зимой». Снег часто идет с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми наст (ледяную корочку, которая покрывает снег) . Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать , где быстрее тает снег и сосульки. Подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

Задачи наблюдений

1. Уточнять представления детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин ).

2. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов ) .

3. Развивать умственную операцию «обобщение» .

Подвижные игры : «Птицы и лиса» , «Лошадки» .

растительность

Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха, первая травка) . Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов) . Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.

Экспериментирование : Наблюдаем за распусканием вербы, тополя, березы.

Труд : Посадка гороха, лука, окапывание деревьев.

животный мир и люди

Обратить внимание на поведение птиц : они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают) . По возможности отметить прилет грачей, скворцов.

Труд

неживая природа

Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев , таянию сосулек.

Обсудить с детьми, что значит «звенит капель» .

Отметить появление первых проталин . Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками.

Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.

Задачи наблюдений

1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны : появление насекомых ; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.

2. Развивать умственные операции, сравнение и обобщение.

3. Развивать связную речь.

4. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе .

5. Продолжаем учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (стало тепле – показалась травка, появились насекомые, появились перелетные птицы).

Подвижные игры : «Птицы и лиса» , «Лошадки» .

растительность

Наблюдение за появлением одуванчиков . Сравнить с мать-и-мачехой (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи - стебель) . На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Дли-тельное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения.

Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке (рассказать о народной примете : когда цветет черемуха - это к холодам). В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «любимая веточка» ). Учить детей видеть красоту ярких красок весны.

Труд : Посадка гороха, лука и участие в высадке рассады.

животный мир и люди

С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые. Понаблюдать , как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям. Понаблюдать за их поведением .

По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные) .

Продолжить наблюдения за домашними животными : кошками, собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей .

Наблюдаем за обрезкой деревьев и кустарников.

Труд : Посильное участие в уборке участка.

неживая природа

В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды . Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба. Закрепить названия облаков (кучевые) . Какой дует ветерок (теплый, ласковый, шаловливый, нежный) .

Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.

Отмечаем характерные признаки : день увеличился, солнце стало пригревать, появляется трава, замечаем насекомых, дни стали длиннее.

ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ

Задачи наблюдений

Расширяем и обогащаем представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений, летних изменениях в природе (природа «расцветает» , ягоды, фрукты и овощи – корм для зверей, птиц, насекомых).

Подвижные игры : «Поймай комара» , «Воробышки и кот» , «Лето» .

Игры с водой, песком, глиной и др.

растительность

Наблюдаем за ростом и развитием растений и созреванием плодов. Наблюдаем появление и рост грибов .

Поливать растения можно только утром или вечером, когда нет солнца.

Труд : Полив цветов, прополка, рыхление.

животный мир и люди

Наблюдаем за поведением птиц , животных и насекомых.

Как птицы кормят своих птенцов.

Помогаем составлять простейшую экологическую цепочку (гусеница питается листвой, птица съедает гусеницу) .

Труд : Сбор зеленых кормов для животных живого уголка. В теплый день выносим обитателей уголка на улицу.

неживая природа

Наблюдаем за солнцем , наличием облаков и осадками.

Замечаем такие природные явления , как радуга, роса.

Сильный ветер летом поднимает пыль.

Обращаем внимание на то, как нужно одеться летом, в зависимости от погоды.

На солнце можно обгореть…

Экспериментирование : Недостаток света влияет на рост растения.

Расширяем знания о свойствах песка , камней и глины.

На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.

Зависимость сезонных изменений от территориального расположения

В Северном и Южном полушариях сезонные изменения в совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.

Зима - холод и красота

Находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.

Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.

Перемены в зимней погоде

Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую - неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.

При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.

Животный и растительный мир зимой

Большинство находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.

Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы - мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.

Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.

Весна - пора цветения

С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у Появляются различные насекомые.

В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.

Пробуждение живой природы

Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.

Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.

Лето - созревающий урожай

После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.

В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.

Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.

Осень - сбор плодов

С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.

Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.

Животный мир осенью

Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.

Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.

Календарь природы

Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.

Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.

В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.

В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.

Тема : В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Задачи урока:

Образовательные: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях; познакомить ребят с особенностями неживой и живой природы в зимний период.

Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, памяти и связной устной речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Необходимое оборудование и материалы :

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Презентация к уроку.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

Раздаточный материал.

    Организационный момент.

Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь соседу по парте. Тихонько сядьте.

Давайте, передадим друг другу свое тепло и с хорошим настроением приступим к работе!

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: слайд 1,2

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

Я вас приглашаю в гости к зиме.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) слайд 3

Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

    Актуализация знаний.

Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?

Назовите признаки зимы?

Обобщение признаков зимы Слайд 4

4. Зимние месяцы. Слайд 5 - 8

А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Ребята, а какие народные приметы вы знаете?

Народные приметы.

    Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

    Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

    Дым столбом - к морозу.

    Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

    Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

    Холодная зима – жаркое лето.

5. Неживая природа зимой. Слайд 9

Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)

По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите

Какая стоит погода? Какое настроение хотел передать автор?

Какой цвет использует художник больше и почему?

(Используется много белого цвета, чтобы изобразить снег) ?

Учитель . А из чего же состоит снег?

Ученик 1 .

Какими бывают снежинки? Слайд 10

Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Рассмотрите разнообразные снежинки.

Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.

6. Работа по учебнику

А сейчас поработаем по учебнику.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)

Беседа по прочитанному.

Какие явления в неживой природе происходят?

Природные явления зимой. Слайд 11,12,13.

    оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).

    гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

    снегопад (выпадение снега из облаков).

    метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

    изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).

А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

Ребята, а чем отличается вьюга от метели?

Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е.очень серьёзно.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

Гимнастика для глаз

7. Игра «Хлопки».

Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад , дождь, метель , мороз , цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель , гололедица .

8. Зимняя жизнь растений.

–На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) (Слайд 14)

Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 15)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 16)

Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) .

Физкультминутка . ( Проектор отключается )

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Учащиеся выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)

9. Секреты животного мира.

    –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) ( C лайд 17)

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка) ( C лайд 18, по щелчку появляется отгадка и картинка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Слайд 19)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) (Слайд 20)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц) (Слайд 21)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

( C лайд 25)

Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

Рассказ учителя о зимней жизни зверей: мышь, ласка, волк, кабан, лось. (Слайды 22-24)

Это интересно!

    Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

    Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

    Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

    Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

10. Игра «Расселите животных по домикам » (Слайд 25)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Учащиеся выполняют задание в парах, используя раздаточный материал (приложение 1). Выполненное задание коллективно проверяется.

11 . Жизнь птиц зимой. . . (Слайды26- 27)

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

А на какие группы делятся зимующие птицы? (оседлые и качующие)

Назовите перелетных птиц? (иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач…)

Назовите зимующих птиц.

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

Давайте вспомним оседлых и кочующих птиц.

Рассказ учеников о клестах и синица х . (Слайд 28)

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. Обсудите. Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?

Чем питаются птицы зимой?

Пшено, просо, овёс, пшеница;

    Семена подсолнечника;

    Ягоды рябины, боярышника;

    Семена клёна, ясеня;

    Шишки, жёлуди, орехи;

    Хлеб, хлебные крошки.

И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

Что произойдёт, если не будет птиц?

    Самостоятельная работа с самопроверкой.

- А теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал, выполните тест.

1. Тест «Природа зимой»

Что животным страшнее зимой?

2. Зимой температура:

1)Ниже нуля

2)Выше нуля

3. Чем питаются зимующие птицы в лесу?

1)Комарами

3)Почками деревьев и ягодами растений

4. Какую птицу ты не сможешь увидеть зимой у своей кормушки?

1)Снегирь

2)Ласточка

3)Синичка

5. Узнай птицу по описанию

Клюв крестообразной формы, использует клюв для лазания. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это дневная, шумная и подвижная птица. Она питается семенами шишек, хвойными тлями, семенами подсолнуха, боярышником, рябиной.

3)Снегирь

4)Синичка

Проверка производится с помощью учителя. Коррекция ошибок.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета.

  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку голубого цвета.

    Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите снежинку белого цвета.

Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт. (Слайд 36)

Домашнее задание.

    Нарисовать рисунок «Зима»